Деревушка Альменхаузен основана на лесных угодьях в 1365 году. Прекрасное Almenhausen (нем. «дома среди альпийских лугов, горных пастбищ») созвучно названиям «высотных» поселений в Германии, Австрии, Швейцарии, Италии. Правда, наша местность находится вовсе не в горах, и сегодня об альпийских пастбищах напоминают разве что следы коров и коз, прогуливающихся здесь в изобилии.
КИРХА АЛЬМЕНХАУЗЕНА появилась почти одновременно с деревней. Можно заметить, что на кирхе постоянно экономили. Сначала Папа Римский с лёгкой руки оставил две церкви, Абшвангена и Альменхаузена, за монастырём Патоллен, ведь в казне денег на содержание отдельного пастора не хватало. При этом, августинские братья-эремиты относились к нищенствующему монашескому ордену. С пришедшей Реформацией и выселением монахов и вовсе образован двойной церковный приход с общим лютеранским пастором, причём кирха в Альменхаузене, где проживал священник, считалась главнее.
Это было простое кирпичное строение на цоколе из валунов. Башня трёхъярусная, с двускатной крышей, построена в более позднее время; её нижняя часть декорирована ромбами из глазури. Помещики, получившие кирху под своё покровительство, рационально подошли к вопросу внутреннего убранства. Створчатый алтарь 1596 года привезли из кирхи Мюльхаузена (нын. Гвардейское), дарителем выступил А. фон Калькштайн. Шедевром алтаря считалась центральная картина «Брак в Кане Галилейской». Именно в Кане во время свадебного пира Иисус совершил своё первое чудо, превратив воду в вино. На кафедре содержался герб другого дарителя рода фон Китлицев, ведь именно барону фон Китлицу герцог Альбрехт вверил бывшее монастырское имущество. Орган XVIII века работы Мозенгеля был куплен в Удервангене (нын. Чехово) – большой, красивый, с педалью, что на тот момент встречалось нечасто. Правда, если это тот самый легендарный орган из Удервангена, то, судя по заметкам регента хора, несмотря на прекрасные внешние данные, он не отличался музыкальностью.
Но не всё было так гладко в Альменхаузене. Неспроста местечко, где находился монастырь, называлось Патоллен – поговаривают, что рядом располагалось центральное святилище пруссов Ромове, а Патолло был богом подземного царства — царства мёртвых. В 1709-1710 гг. деревню потрясла страшная чума. Надгробный камень за алтарём с именем пастора Райнгольца и его близких стал молчаливым напоминанием о печальных событиях, когда вымирали целые семьи. Не менее страшным был расстрел в 1914 году местных жителей, заподозренных в «партизанских» акциях. В соседней деревушке был убит русский офицер, и подозрение пало на местных жителей. В качестве жестокого «урока», обе деревни были сожжены. В Альменхаузене остались лишь 10% домов и старинная кирха — свидетель печальных событий. Кирху не тронули. Хоть восстановление и растянулось на несколько лет, деревню было не узнать, она стала ещё краше, чем прежде. Памятный камень с 9 фамилиями жертв трагедии сохранился до наших дней и, пролежав во дворе заброшенной церкви, был перемещён в один из дворов к югу от кирхи, где, вероятно, лежит до сих пор.
Слегка потрёпанная Второй мировой войной в виде снаряда, угодившего в юго-западный угол башни, кирха Альменхаузена уцелела, но со временем заметно обветшала. Её постигла та уже участь, что и многие культовые сооружения Восточной Пруссии: использование под склад, разбор на кирпичи местными жителями. Полузаброшенному, опустевшему посёлку стало совсем далеко до альпийских пасторальных пейзажей. Местечко получило более приземлённое, но вполне уютное название – Каштаново.
В начале нового века проступившие под побелкой средневековые фрески «заплакали» — прежде, чем были смыты продолжительным проливным дождём. Сегодня остались лишь слёзы — бурые разводы. Чудесным образом сохранилась роскошная деревянная дверь 1400 года с круглыми декоративными «окошками». Но не стучитесь: Вам не откроют, ведь ценный экспонат хранится в Калининградском областном историко-художественном музее.
Источники:
1. Bachtin, Anatolij. Doliesen, Gerhard. Vergessene Kultur: Kirchen in Nord-Ostpreußen: Eine Dokumentation. Husum: Husum, 2000
2. Boetticher, Adolf. Die Bau- und Kunstdenkmäler der Provinz Ostpreußen. Heft II. Natangen. Königsberg, 1892
3. Guttzeit, Emil Johannes. Natangen Landschaft und Geschichte; gesammelte Beiträge. J.G. Herder-Institut: Marburg/Lahn, 1977
4. Harnoch, Agathon. Chronik und Statistik der evangelischen Kirchen in den Provinzen Ost- und Westpreußen. Nipkow, Niederung, 1890
5. Schulz, Horst, Guttzeit, Emil Johannes. Der Kreis Preußisch-Eylau. Geschichte und Dokumentation eines ostpreußischen Landkreises. Verden/Aller: Kreisgemeinschaft Preußisch Eylau, 1983
6. Объекты культурного наследия Калининградской области: иллюстрированный каталог; сост. и гл. ред.: А.М. Тарунов, авт.: А.П. Бахтин, В.Н. Бублик, О.И. Васютин, Е.А. Маслов, Н.М. Никитина, А.П. Овсянов, И.В. Сагановская, А.М. Тарунов, Л.В. Тимонен, 2013