Откуда у христианской церкви имя скандинавского бога? Какое отношение имел Тор, властитель грома и молний, к восточнопрусскому селу? Вероятно, никакого, и это лишь красивая легенда, придуманная для туристов. Однажды КИРХА ТАРАУ прославилась на весь мир – нет, не викингами, а простой, хрупкой девушкой из семьи местного пастора, жившей в XVII веке.
Анхен из Тарау, мне мила она. Жизнь моя всецело в ней заключена… (в пер. Инги Томан)
Видимо, Анхен была так хороша, что добрые слова, положенные на бумагу поэтами «Тыквенной избушки» по случаю венчания подруги, стали популярной песней немецкого народа. Говорят, что автором был сам Симон Дах, но, кто бы это ни был, он испытывал самые тёплые чувства к Анне, отсюда ласковое «Анхен» и нежные, берущие за душу слова.
На своём веку Анна Неандер повидала много горя, став вдовой пасторов трижды, ведь каждый новый пастор обязан был заботиться о вдове предыдущего. Сама Анна захоронена скромно, в Черняховске, но её юная фигура до сих пор украшает памятник С. Даху в Клайпеде – на «малой родине» поэта. В своё время статуя привлекла внимание А. Гитлера, возмущённого тем, что девушка «отвернулась» во время его выступления с балкона.
Анхен, сама того не ведая, стала «душой» кирхи в Тарау, освящённой в честь Святой Катарины Александрийской. Возвышающаяся на песчаном холме над крышами селения, в окружении вековых лип, церковь образовывала прекрасный пейзаж с мельницей и речкой, блестящей лентой вьющейся по лугам к заливу. Любоваться деревней можно было с церковной колокольни, взобравшись по крутой лестнице, правда, довольствуясь соседством с совами и летучими мышами. Там же, под крышей стоял узкий «невостребованный» гроб, где хранилась алтарная пелена.
Резной алтарь кирхи, богатый, позолоченный, с коринфскими колоннами, заслуживает отдельного упоминания. Снизу вверх можно было проследить распятие Иисуса, его воскресение, агнца со знаменем победы, голубя и Иисуса как спасителя человечества. Кафедра перекликалась с алтарём не только коринфскими колоннами, но и сакральными символами – над четырьмя пророками возвышался пеликан, кормящий своих детёнышей. По преданию, птица разрывает себе грудь, чтобы оживить птенцов, напитав своей кровью, что символизирует жертву Христа на кресте.
В своих воспоминаниях писательница Э. фон Ольферс-Батоцки описывает первое знакомство с кирхой в Тарау – на венчании прислуги. По этому случаю алтарь был украшен зеленью дуба и пышными георгинами, свадебные стулья обвиты свежими венками, на плитке рассыпаны пихта и аир – о, как торжественно они пахли! Старый звонарь зажёг высокие свечи алтаря, и где-то за кулисами невидимый кантор заиграл на органе вступление… Можно только представить, как звук поднимался к высоким, воздушным сводам и отражался в стрельчатых арках, которыми изобиловала церковь. Все были в тёмном – так было принято, невеста в чёрном платье, с белой фатой поверх миртового венка, жених в высокой шляпе; из яркого – только ленты да цветы.
Куда более светлым в этом плане был обряд конфирмации – первого причастия по достижении церковного «совершеннолетия». В солнечный осенний день кирха стояла нарядная, украшенная астрами и садовой спаржей. А какими милыми были белые бантики на гладких косах совсем ещё юных девушек, самодельные костюмы из овечьей шерсти на мальчишках, сражавшихся с твёрдыми белыми воротничками!
В XXI веке, стоя перед опустевшей, закрытой кирхой легко представить улыбающихся подростков, строгого регента хора и яркую, насыщенную жизнь деревенской церквушки. Своим чудесным спасением она обязана добрым людям в России и Германии, но до полного исцеления пока далеко.
В самый разгар осени округу озаряют золотые тыквы на одноимённом фестивале. Музейно-культурный центр бережно хранит, увы, разбитую статую Святой Катарины. Улыбка не сходит с уст Анхен на новом барельефе, украшающем его стену. Давайте и мы будем верить в лучшее.
Источники:
1. Boetticher, Adolf. Die Bau- und Kunstdenkmäler der Provinz Ostpreußen. Heft II. Natangen. Königsberg, 1892
2. Förderkreis Kirche Tharau/Ostpreußen e.V. versucht, Kulturgut um Ännchen von Tharau zu erhalten — Ostpreußischer Rundfunk: https://www.youtube.com/watch?v=0eUm5KjUbnY
3. Guttzeit, Emil Johannes. Natangen Landschaft und Geschichte; gesammelte Beiträge. J.G. Herder-Institut: Marburg/Lahn, 1977
4. Hermanowski, Georg. Ostpreußen. Wegweiser durch ein unvergessenes Land. Mannheim: Kraft, 1989
5. Kirche Tharau – Ahnenforschung Pr. Eylau: https://www.tharauvillage.de/kreis-preu%C3%9Fisch-eylau/kirche-tharau/
6. Schulz, Horst, Guttzeit, Emil Johannes. Der Kreis Preußisch-Eylau. Geschichte und Dokumentation eines ostpreußischen Landkreises. Verden/Aller: Kreisgemeinschaft Preußisch Eylau, 1983
7. Tharau – Familienforschung Ostpreußen: https://www.tharauvillage.de/kreis-preu%C3%9Fisch-eylau/tharau-dorf-und-gut/
8. Наталич И.С. К истории деревни Келладен/Вальдвинкель/Ильичёво. Балтийский альманах — №13: научно-популярный сборник / Калининградский региональный общественный фонд культуры, Калининградский клуб краеведов; ред.: А.Б. Губин, И. В. Кожевникова, А. Н. Федорова. – Калининград: Аксиос, 2014
9. Объекты культурного наследия Калининградской области: иллюстрированный каталог; сост. и гл. ред.: А.М. Тарунов, авт.: А.П. Бахтин, В.Н. Бублик, О.И. Васютин, Е.А. Маслов, Н.М. Никитина, А.П. Овсянов, И.В. Сагановская, А.М. Тарунов, Л.В. Тимонен, 2013
10. Орехов И. Романтическое обаяние, тайны и трудная судьба кирхи Тарау: https://www.kaliningrad.kp.ru/daily/26520/3536816/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D (21.04.2016)