Историческое название: Kirche Tharau
Год постройки: 1350
Адрес: Багратионовский муниципальный округ, пос. Владимирово, ул. Зеленая, 2а
Координаты: 54.55932, 20.53268
Текущее состояние: Неудовлетворительное
Собственник: Калининградская епархия РПЦ
Текущее использование: Не используется
Наименование и дата постановки на учёт ОКН: Кирха, 23.03.2007

Описание

Откуда у христианской церкви имя скандинавского бога? Какое отношение имел Тор, властитель грома и молний, к восточнопрусскому селу? Вероятно, никакого, и это лишь красивая легенда, придуманная для туристов.
Однажды КИРХА ТАРАУ прославилась на весь мир – нет, не викингами, а простой, хрупкой девушкой из семьи местного пастора, жившей в XVII веке.
Анхен из Тарау, мне мила она.
Жизнь моя всецело в ней заключена… (в пер. Инги Томан)

Видимо, Анхен была так хороша, что добрые слова, положенные на бумагу поэтами «Тыквенной избушки» по случаю венчания подруги, стали в Германии народной песней, сродни нашей «Катюше». Говорят, что автором был сам Симон Дах, но, кто бы это ни был, он испытывал самые тёплые чувства к Анне, отсюда ласковое «Анхен» и нежные, берущие за душу слова.
На своём веку Анна Неандер повидала много горя, став вдовой пасторов трижды, ведь каждый новый пастор обязан был заботиться о вдове предыдущего. Сама Анна захоронена скромно, в Черняховске, но её юная фигура до сих пор украшает памятник С. Даху в Клайпеде – на «малой родине» поэта. В своё время статуя привлекла внимание А. Гитлера, возмущённого тем, что девушка «отвернулась» во время его выступления с балкона.
Анхен, сама того не ведая, стала «душой» кирхи в Тарау, освящённой в честь Святой Катарины Александрийской. Возвышающаяся на песчаном холме над крышами селения, в окружении вековых лип, церковь образовывала прекрасный пейзаж с мельницей и речкой, блестящей лентой вьющейся по лугам к заливу. Любоваться деревней можно было с церковной колокольни, взобравшись по крутой лестнице, правда, довольствуясь соседством с совами и летучими мышами. Там же, под крышей стоял узкий «невостребованный» гроб, где хранилась алтарная пелена.
Резной алтарь кирхи, богатый, позолоченный, с коринфскими колоннами, заслуживает отдельного упоминания. Снизу вверх можно было проследить распятие Иисуса, его воскресение, агнца со знаменем победы, голубя и Иисуса как спасителя человечества. Кафедра перекликалась с алтарём не только коринфскими колоннами, но и сакральными символами – над четырьмя пророками возвышался пеликан, кормящий своих детёнышей. По преданию, птица разрывает себе грудь, чтобы оживить птенцов, напитав своей кровью, что символизирует жертву Христа на кресте.
В своих воспоминаниях писательница Э. фон Ольферс-Батоцки описывает первое знакомство с кирхой в Тарау – на венчании прислуги. По этому случаю алтарь был украшен зеленью дуба и пышными георгинами, свадебные стулья обвиты свежими венками, на плитке рассыпаны пихта и аир – о, как торжественно они пахли! Старый звонарь зажёг высокие свечи алтаря, и где-то за кулисами невидимый кантор заиграл на органе вступление… Можно только представить, как звук поднимался к высоким, воздушным сводам и отражался в стрельчатых арках, которыми изобиловала церковь. Все были в тёмном – так было принято, невеста в чёрном платье, с белой фатой поверх миртового венка, жених в высокой шляпе; из яркого – только ленты да цветы.
Куда более светлым в этом плане был обряд конфирмации – первого причастия по достижении церковного «совершеннолетия». В солнечный осенний день кирха стояла нарядная, украшенная астрами и садовой спаржей. А какими милыми были белые бантики на гладких косах совсем ещё юных девушек, самодельные костюмы из овечьей шерсти на мальчишках, сражавшихся с твёрдыми белыми воротничками!
В XXI веке, стоя перед опустевшей, закрытой кирхой легко представить улыбающихся подростков, строгого регента хора и яркую, насыщенную жизнь деревенской церквушки. Своим чудесным спасением она обязана добрым людям в России и Германии, но до полного исцеления пока далеко. Музейно-культурный центр бережно хранит, увы, разбитую статую Святой Катарины. В самый разгар осени округу озаряют золотые тыквы на одноимённом фестивале. Улыбка не сходит с уст Анхен на новом барельефе. Когда-нибудь придёт время, и она распахнёт для нас свои двери…

Источники:
1. Boetticher, Adolf. Die Bau- und Kunstdenkmäler der Provinz Ostpreußen. Heft II. Natangen. Königsberg, 1892
2. Förderkreis Kirche Tharau/Ostpreußen e.V. versucht, Kulturgut um Ännchen von Tharau zu erhalten — Ostpreußischer Rundfunk: https://www.youtube.com/watch?v=0eUm5KjUbnY
3. Guttzeit, Emil Johannes. Natangen Landschaft und Geschichte; gesammelte Beiträge. J.G. Herder-Institut: Marburg/Lahn, 1977
4. Hermanowski, Georg. Ostpreußen. Wegweiser durch ein unvergessenes Land. Mannheim: Kraft, 1989
5. Kirche Tharau – Ahnenforschung Pr. Eylau: https://www.tharauvillage.de/kreis-preu%C3%9Fisch-eylau/kirche-tharau/
6. Schulz, Horst, Guttzeit, Emil Johannes. Der Kreis Preußisch-Eylau. Geschichte und Dokumentation eines ostpreußischen Landkreises. Verden/Aller: Kreisgemeinschaft Preußisch Eylau, 1983
7. Tharau – Familienforschung Ostpreußen: https://www.tharauvillage.de/kreis-preu%C3%9Fisch-eylau/tharau-dorf-und-gut/
8. Наталич И.С. К истории деревни Келладен/Вальдвинкель/Ильичёво. Балтийский альманах — №13: научно-популярный сборник / Калининградский региональный общественный фонд культуры, Калининградский клуб краеведов; ред.: А.Б. Губин, И. В. Кожевникова, А. Н. Федорова. – Калининград: Аксиос, 2014
9. Объекты культурного наследия Калининградской области: иллюстрированный каталог; сост. и гл. ред.: А.М. Тарунов, авт.: А.П. Бахтин, В.Н. Бублик, О.И. Васютин, Е.А. Маслов, Н.М. Никитина, А.П. Овсянов, И.В. Сагановская, А.М. Тарунов, Л.В. Тимонен, 2013
10. Орехов И. Романтическое обаяние, тайны и трудная судьба кирхи Тарау: https://www.kaliningrad.kp.ru/daily/26520/3536816/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D (21.04.2016)