Историческое название: Kirche Schaaken
Год постройки: 1280 (1320)
Адрес: В центре посёлка, 27К-060, пос. Жемчужное, Гвардейский муниципальный округ
Координаты: 54.894877, 20.686352
Текущее состояние: руинированное
Собственник: государственная
Наименование и дата постановки на учёт ОКН: Руины кирхи, 23.03.2007

Описание

КИРХА ШААКЕНА располагалась в 2 км к юго-востоку от замка, уже за пределами деревни. До сих пор нет единого мнения касательно года её постройки. По сохранившимся сведениям, община Шаакена могла существовать ещё в 1280 году, что соответствовало бы дате строительства замка около 1270 года. Однако первый священник по документам, Томас, упоминается в 1320 году. Приходская церковь была построена предположительно около 1350 года. Она была не очень большой, но привлекала внимание своими архитектурными и интерьерными решениями. Кирха была построена в несколько секций, что довольно типично для церквей Замланда. Древнейшая часть – треугольный хор третьей четверти XIV века, с пологим потолком. Неф был пристроен в XV веке, а его звёздчатые своды датируются примерно 1500 годом. Прихожая и ризница расположены на юге. Цокольный этаж башни относится к XV веку, а надстройка – уже к XVI веку, а что касается «фирменного» шпиля, то его кирха обрела лишь в 1862 году.
Башня была повреждена в огне Второй мировой войны – в 1945 году, но сама кирха уцелела. Правда, это её не спасло – в послевоенные годы Шаакенская кирха превратилась в самые настоящие руины. В 1970-х годах на стенах нефа была установлена крыша из асбестоцемента, а помещение использовалось в качестве склада для колхоза до 1980-х годов. Башня так и стояла без крыши — ранее в ней была пробита квадратная дыра для удобного подъезда. Хотя внешние стены сохранились, рухнули своды и крыша. К сожалению, разрушение продолжается – и только стены до сих пор стоят. Особенно жалко настенные росписи XV века, уничтоженные оборудованием в послевоенное время.
Один из пасторов Шаакена — Эрнст Людвиг Боровский, прошёл долгий путь в профессиональном плане. Родившийся в семье придворного звонаря Замковой кирхи Кёнигсберга в 1740 году, он стал учителем и полевым проповедником после изучения богословия в Альбертине, затем протоиереем (суперинтендантом), консисторским советником, старшим консисторским советником и старшим государственным чиновником – директором правительства, генеральным суперинтендантом Пруссии, главным придворным проповедником… в 1816 году – епископом и, наконец, в 1829 году – архиепископом протестантской церкви в Пруссии! Известный немецкий поэт и писатель Макс фон Шенкендорф посвятил ему стихотворение к 50-летию службы, а город Кёнигсберг почти его памятником в 1907 году у Новой Росгартенской кирхи.
Интересно сложилась судьба и последнего пастора кирхи Шаакен – Эрнста Глаубитта. Родившийся в Дренгфурте, учившийся в Растенбурге и Гейдельберге, он пошёл на Первую мировую войну в качестве добровольца. По окончании войны, он продолжил исследования в области богословия в Кёнигсберге. В апреле 1923 года он был рукоположен в Замковой церкви Кёнигсберга и, отработав ещё в трёх районах, пришёл в кирху Шаакена в 1925 году в качестве второго пастора. В 1930 году он уже был не вторым, а первым. Пастор Глаубитт присоединился к Исповедующей церкви. Во Второй мировой войне он проходил военную службу до 1942 года. Во время первого натиска Красной Армии 26 января 1945 года он бежал с семьёй и несколькими членами общины в Гросс-Курен, а когда советские солдаты также заняли это место в апреле 1945 года, он вернулся в Шаакен. Дом пастора был опустошён и разграблен, поэтому ему пришлось искать другое место для проживания в своём же приходе. Позднее он был арестован Главным политическим управлением, но через 2 месяца освобождён на основании доказанной невиновности и работал сезонным рабочим на уборке урожая, конюхом, смотрителем в детском доме общины. Кроме того, он работал «душепопечителем» с полной программой от крещения до похорон, но всегда ходил пешком. После работы в больнице Шаакена он покинул Восточную Пруссию в декабре 1947 года вместе с другими «перемещёнными» на специальном транспорте и прибыл в Дессау. В Германии он продолжил работу пастором до выхода на пенсию – правда, пенсионный период ему был предоставлен совсем короткий.

Источники:
1. Bachtin, Anatolij. Doliesen, Gerhard. Vergessene Kultur: Kirchen in Nord-Ostpreußen: Eine Dokumentation. Husum: Husum, 2000
2. Boetticher, Adolf. Die Bau- und Kunstdenkmäler des Samlandes. Heft I. Königsberg, 1891
3. Gebauer, Karl Emil. Kunde des Samlandes oder Geschichte und topographisch-statistisches Bild der ostpreußischen Landschaft Samland. Königsberg: Im Verlage der Univesitäts-Buchhandlung, 1844
4. Hermanowski, Georg. Ostpreußen. Wegweiser durch ein unvergessenes Land. Mannheim: Kraft, 1989
5. Walter, Dignath; Ziesmann, Herbert. Die Kirchen im Samland. Leer: Rautenberg, 1987
6. Объекты культурного наследия Калининградской области: иллюстрированный каталог; сост. и гл. ред.: А.М. Тарунов, авт.: А.П. Бахтин, В.Н. Бублик, О.И. Васютин, Е.А. Маслов, Н.М. Никитина, А.П. Овсянов, И.В. Сагановская, А.М. Тарунов, Л.В. Тимонен, 2013