Название: Кирха Обелишкена
Историческое название: Kirche Obehlischken / Schulzenhof
Год постройки: 1889
Адрес: Черняховский муниципальный округ, пос. Зеленцово - в южной части посёлка, в 40 м от ул. Центральная
Координаты: 54.583781, 21.603120
Текущее состояние: Руинированное
Собственник: Калининградская епархия РПЦ
Текущее использование: Не используется
Наименование и дата постановки на учёт ОКН: Кирха, 23.03.2007

Описание

Название деревни Обелишкен восходит к языческому apelis («река»). Дома строились таким образом, чтобы каждый житель мог насладиться видом из окна на прекрасную Ауксине (прус. «золотой поток», нын. река Голубая). Когда-то на этом месте располагалось важное языческое святилище, где проходили выборы верховного жреца Криве – прусского «аналога» Папы Римского.

Первая кирха появилась здесь лишь в 1855 году, а до того христиане собирались в местной школе. КИРХА ОБЕЛИШКЕНА была построена в прямом смысле в продолжение школы. К массивному зданию пристроили фахверковый корпус, сделав его выше почти на 3 метра. Дверь между школьным залом и церковью была всегда открыта. Отделанный ажурной резьбой, главный портал входа украшали три арочных окна, пропускавшие дневной свет к алтарю. Кирха находилась под королевским патронатом, но с самого начала считалась временной.

В 1889 году её сменила новая, каменная кирха в неороманском стиле с высокой башней на востоке, возведённая всего за год зодчим из Инстербурга Ф. Блюдау. В этом же году при приходе был открыт сиротский приют.

Интерьер кирхи был довольно скромным: стены покрыты тонким слоем краски, внутреннее убранство – деревянное или окрашенное под дерево. Алтарную часть покрывал крестовый свод, основное пространство нефа – подвесной потолок из строганых досок. Прихожане размещались на скамьях и балконах – эмпорах. Для вечерних мероприятий задействовали люстры, закреплённые в балках крыши. Ко входу вела мощёная дорожка через памятник павшим в Первую мировую войну. Другим памятником считался дуб Бисмарка, высаженный на окраине и окружённый штакетником.

Хоть Обелишкен и относили к литовской части провинции, литовское влияние в нём значительно ослабло после опустошительной чумы 1709-1710 годов. Литовцы составляли чуть более 2% прихожан, но, из уважения, по большим праздникам и каждое первое воскресенье месяца богослужение велось также на литовском.

Посещение церкви было обязанностью конфирмантов – мальчиков и девочек, наставленных в религии и причащающихся в первый раз. Кирха была местом встреч, общения и обучения. Здесь, на органе, проходили школьные уроки музыки. Орган привезли из Франкфурта-на-Одере в начале XX века – он был хороший, мелодичный и простой в обращении. Для детей даже была предусмотрена своя служба после традиционной взрослой. Когда пастор болел, а однажды даже угодил в гестапо, его подменял школьный учитель.

Самые светлые воспоминания приходились на церковные праздники, когда ученики готовили вокальные выступления для родителей и прихожан. На Пасху дети бегали по саду в поисках яиц, оставленных пасхальным кроликом. На праздник урожая алтарь украшался сезонными плодами, которые потом передавались в сиротский приют. Прослушав богослужение в кирхе, толпа направлялась в гостевой дом за танцами, кофе и пирожными. В преддверии Рождества слева от алтаря ставилась ель из окрестных лесов, а её украшением служили обычные восковые свечи. Всем детям прихода вручались подарки – как правило, что-то вязаное. Странное сочетание языческих и христианских обычаев приходилось на Новый год, когда, стоило церковным часам пробить полночь, жители выходили на улицу и стреляли в воздух, прогоняя злых духов.

Наступление нового 1945 года жители встретили тревожно. Несмотря на заверения партии в скором повороте на фронте, люди негласно старались покинуть деревню. С эвакуацией тянули до последнего – официально она была объявлена лишь 20 января. Холодным зимним днём на велосипеде по заснеженному лесу сюда бежал бургомистр Инстербурга Г. Вандер. Всеми фибрами души он стремился в деревню за долгожданным отдыхом, но был вынужден покинуть её уже утром с эвакуационной командой. «С холма предстала страшная картина горящего и гибнущего Инстербурга», — писал он через много лет.

Вскоре посёлок был захвачен, но кирха серьёзно не пострадала. Если только морально, будучи использованной под хранение картофеля, а потом и вовсе заброшенной. Колокола и орган были демонтированы и складированы под открытым небом. Из-за отсутствия должного ухода, кирха в Зеленцово продолжала разрушаться, и уже в 1980 году потеряла крышу. Даже в таком несчастном виде, кирха остаётся главной достопримечательностью посёлка.

Источники:
1. Логачёва Г. В Обелишкен (Зеленцово) на велосипеде. Газета «Гражданин» — Вып. №14 от 18.03.2021: https://www.grazdanin-gazeta.ru/archive/2021/mart-2021/14-18-marta-2021/2474/
2. Объекты культурного наследия Калининградской области: иллюстрированный каталог; сост. и гл. ред.: А.М. Тарунов, авт.: А.П. Бахтин, В.Н. Бублик, О.И. Васютин, Е.А. Маслов, Н.М. Никитина, А.П. Овсянов, И.В. Сагановская, А.М. Тарунов, Л.В. Тимонен, 2013
3. Bachtin, Anatolij. Doliesen, Gerhard. Vergessene Kultur: Kirchen in Nord-Ostpreußen: Eine Dokumentation. Husum: Husum, 2000
4. Boetticher, Adolf. Die Bau- und Kunstdenkmäler der Provinz Ostpreußen. Heft V: Litauen, Königsberg, 1895
5. Harnoch, Agathon. Chronik und Statistik der evangelischen Kirchen in den Provinzen Ost- und Westpreußen. Nipkow, Niederung, 1890
6. Obehlischken: https://wiki.genealogy.net/Obehlischken
7. Speckmann, Fritz. Erinnerungen an Schulzenhof. 1. Auflage, Herne 1992: http://www.obehlischken.de/erinnerung.htm
8. Wander, Dr. Gert. Die letzten Tage von Insterburg. Insterburger Brief, März, 1957