Название: Кирха Нойнишкена
Историческое название: Kirche Neunischken / Neunassau
Год постройки: 1873
Адрес: Черняховский муниципальный округ, пос. Привольное, ул. Центральная, 45
Координаты: 54.725574, 21.911654
Текущее состояние: Удовлетворительное
Собственник: -
Текущее использование: Сельский дом культуры
Наименование и дата постановки на учёт ОКН: Кирха, 23.03.2007

Описание

В начале XVIII века, когда Европа уже вовсю шагала в эпоху Просвещения, страшная болезнь пришла в прусские земли. Люди умирали пачками – буквально сгорая на глазах, не придумав ничего лучше, чем прижигать и вырезать вздутые лимфоузлы, бесконечно и мучительно уродуя тело.
С таким непосильным испытанием столкнулся НОЙНИШКЕН (нын. Привольное) – маленькая деревушка на берегу реки Инстер (нын. Инструч). Три года чума свирепствовала в деревне. Схлестнувшись лицом к лицу со страшным зверем, в живых осталось только трое – измученных, морально подавленных, утративших родных и близких. Решением прусского короля им прислали подмогу – активных и энергичных переселенцев из Швейцарии, Франции, Нассау. Убеждать долго не пришлось – на новой земле им обещали массу льгот и привилегий, в то время как на родине ещё не остыл след религиозных гонений.

Так в Нойнишкене образовалась целая колония последователей реформатского учения, которые построили свою школу с возможностью иногда проводить богослужения. В 1748 году к школе была пристроена небольшая часовня. По воскресеньям и праздникам приезжал пастор из реформатской кирхи Инстербурга для проведения обрядов. Старшие поколения реформатов искренне верили, что для общения с Богом не нужно пышных храмов и излишней мишуры, и могли спокойно молиться в маленькой комнате. Однако с разрастанием посёлка им стало тесно – не все желающие могли попасть на службу.

Масла в огонь подливали соседи-лютеране, не желавшие мириться с реформатской «ересью» и, вероятно, стоявшие за показательными поджогами. Самих реформатов это не смущало – они продолжали жить в своём мирке, поддерживая тёплые отношения с польской общиной, пожертвовавшей церкви старинную серебряную чашу и кувшин для вина.

После долгих пререканий и тяжб, реформаты всё же вымолили свою кирху у короля. Правда, деньги на строительство нашлись лишь 20 лет спустя. По счастливой случайности, в 1802 году, следуя из Мемеля (нын. Клайпеда) в Инстербург (нын. Черняховск), Фридрих Вильгельм III сделал непродолжительную остановку в Нойнишкене, и что-то откликнулось в его душе. С лёгкой руки он выделил лес и 1200 марок на строительство церкви под королевским патронатом, которая была освящена в 1808 году.

О необъяснимой любви короля к Нойнишкену ходили легенды. Заслышав о приезде короля, староста деревни сильно готовился, желая произвести самое приятное впечатление: заказал портному фрак, совместно с учителем долго репетировал речь. При виде короля все слова куда-то улетучились, но он не растерялся и вручил почётному гостю свёрнутый листок. Пробежав глазами приветствие, король рассмеялся. И лишь спустя 3 недели, получив почтовый перевод от Его Величества, староста понял, что по ошибке вручил королю счёт от портного!

В 1872 году старую церковь снесли, возведя на её месте новую — массивную, в готическом стиле, с контрфорсами, узкой невысокой колокольней и органом. Гулким эхом разносился стук деревянных сабо – это дети приходили на занятия хора. Школа и церковь существовали как одно целое, и воспитанием подрастающего поколения занимались регент хора, пастор, местный звонарь и два воспитателя. Они были источником культуры и света, скрашивая жизнь деревенских ребят, ступенька за ступенькой выстраивая счастливое, осознанное будущее.

Увы, всё перевернула война. Приход к власти нацистов разрушил эту тёплую, дружескую атмосферу, начались гонения на литовских школьников, и вскоре в Нойнишкене остались только немецкие ученики. С передачей территории Советскому Союзу в 1945 году, новым переселенцам было не до религии. Они отнеслись к зданию по-хозяйски – прорубили окна, разобрали разрушающуюся колокольню. Открыли дом культуры, который, подобно кирхе когда-то, стал источником мощного, позитивного заряда по возрождению посёлка.

Побывав рядом, невольно подмечаешь, как гармонично и изящно сложен фасад, как он насыщен деталями, напоминая тонкие черты лица юной аристократки. Но стоит заглянуть внутрь, как образ сменяется на уютно-домашний. Словно очутился в деревенской избушке, и сейчас выйдет бабушка с пирожками, пригласит на чаепитие. Запах деревянной стружки, стук детских башмачков по деревянным доскам, кругом колышки да брёвнышки – а на окне простенькие, но милые цветные занавески.

В отличие от остальных, у этой кирхи почти не осталось изображений – лишь один нечёткий архивный снимок фасада. Уже в наше время красавице компенсировали это сполна: без неё не обходится ни один сельский праздник, награждение, поздравление, ничуть не мешая аисту, мирно дремлющему на крыше.

Источники:
1. Boetticher, Adolf. Die Bau- und Kunstdenkmäler der Provinz Ostpreußen. Heft V: Litauen, Königsberg, 1895
2. Harnoch, Agathon. Chronik und Statistik der evangelischen Kirchen in den Provinzen Ost- und Westpreußen. Nipkow, Niederung, 1890
3. Hubatsch, Walther. Geschichte der evangelischen Kirche Ostpreußens, Band 2: Bilder ostpreussischer Kirchen, Göttingen, 1968
4. Бахтин А.П. Кирха Нойнишкен: https://visitprussia.com/map/neunischken_kirche/ (28.06.2021)
5. Восточнопрусские сказания. Берега Анграпы, Спецвыпуск, 2006
6. МАОУ «Привольненская СОШ»: https://privolnoesosh.ru/index.php/o-shkole/istoriya-shkoly
7. Нойнишкен – Нойнассау — Привольное. Берега Анграпы, Спецвыпуск, 2006