Поселение Мансфельд располагалось вблизи реки Фришинг (нын. Прохладная), по которой проходила граница района Замланд. Что касается прихода Мансфельда, то, поначалу относившийся к округу Кройцбурга, в 1819 году он вошёл в состав Кёнигсбергского района. В этом же году на месте бывшей орденской церкви была возведена новая КИРХА МАНСФЕЛЬДА. Это была уже третья кирха в посёлке – самая раннаяя орденская была снесена ещё в XVIII веке и была заменена фахверковой, и именно фахверковая подлежала сносу в 1819 году. Численность прихода составляла 1360 душ. Кирха находилась под покровительством баронессы Ашераден Арнсберг.
Новая церковь представляла просторный, оштукатуренный зальный корпус с деревянной колокольней. Кафедра, изготовленная около 1640 года, образовывала единое целое с алтарной стеной со времени её постройки. Алтарный инвентарь сохранился от старой церкви. Орган был построен в 1835 году. Кирхе принадлежало 2 колокола.
Теолог Карл Фридрих Циммер служил в Мансфельде пастором с 1883 по 1885 год. Циммер известен тем, что основал Благотворительную организацию Евангелической церкви для женщин, исповедующих протестантизм, и несколько женских учебных заведений. Помимо основной деятельности в кирхе Мансфельда, Циммер также читал лекции по Новому Завету и систематическому богословию в частном порядке в Кёнигсбергском университете. Однако в долгосрочной перспективе ему было трудно примирить две его профессиональные деятельности. Поэтому он последовал призванию в качестве второго пастора в Кёнигсбергском доме диаконических сестёр «К милосердию». Здесь богослов взял на себя пастырское попечение больных и немощных, а также обучал диаконисс. В 1884 году он был назначен адъюнкт-профессором Нового Завета в Кёнигсбергском университете, эту должность он занимал в течение шести лет, прежде чем переехать в Херборн в районе Лан-Дилл в мае 1890 года, где он взял на себя руководство семинарией проповедников и основал Евангелическую благотворительную организацию. Созданное им общество пережило трудные времена XX века и сейчас функционирует в Берлине-Целендорфе; оно объединяет около 2000 сестёр милосердия.
Мансфельд был местом действия восточно-прусской легенды: несколько лет назад в деревне жил батюшка, который украл много золота и серебра из церкви и других ценных вещей, за что был обречён бродить как призрак после своей смерти, в качестве наказания. Его жена также знала о кражах. Когда она умерла и была доставлена на кладбище, раздался стон: «Где же суждено мне остаться?». Повсюду загорелось украденное имущество, языки пламени поглотили дом и двор. Церковное серебро, однако, не было расплавлено огнём и осталось невредимым.
В 1910 году в Мансфельде проживало 560 человек, в 1933 году — 524 человека, в 1939 году — 520 человек.
Утром 28 января 1945 года воины 40-го и 27-го гвардейских стрелковых полков 11-ой гвардейской стрелковой дивизии (командир дивизии генерал-майор Н.Г. Цыганов) 11-ой гвардейской армии, преодолевая упорное сопротивление противника вышли на шоссе Голлау–Мансфельд и продолжили наступление на Лихтенхаген. Вечером 28 января поселок Мансфельд был взят. В 1950 году Мансфельд был переименован в поселок Полевое. О событиях 1945 года напоминает братская могила советских воинов, образовавшаяся в ходе боевых действий. В ней было захоронено более 700 воинов. Памятник установлен в 1950 году.
Кирха Мансфельда больше не существует. Она прошла войну невредимой, а затем служила складом, что не принесло ей никакой пользы. В 1958 году он был снесён, и на его фундаменте было построено новое складское сооружение. Напротив, военный мемориал павшим в Первой мировой войне, стоявший перед кирхой, сохранился – подобных ему в области уже не осталось.
Источники:
1. Boetticher, Adolf. Die Bau- und Kunstdenkmäler des Samlandes. Heft I. Königsberg, 1891
2. Gebauer, Karl Emil. Kunde des Samlandes oder Geschichte und topographisch-statistisches Bild der ostpreußischen Landschaft Samland. Königsberg: Im Verlage der Univesitäts-Buchhandlung, 1844
3. Hermanowski, Georg. Ostpreußen. Wegweiser durch ein unvergessenes Land. Mannheim: Kraft, 1989
4. Polevoe – Mahnsfeld: http://ostpreussen.net/ostpreussen/orte.php?bericht=1420&_l=3
5. Tettau, Wilhelm Johann Albert, Temme, Jodocus Donatus Hubertus. Die Volkssagen Ostpreußens, Litthauens und Westpreußens. Berlin: Nicolaische Buchhandlung, 1837