Историческое название: Kirche Quednau
Год постройки: 1268
Адрес: ул. Александра Невского, 241, Калининград
Координаты: 54.758093, 20.543631
Текущее состояние: утрачен

Описание

КИРХА КВЕДНАУ когда-то стояла в районе нынешней Северной Горы.
Говоря о кирхе Кведнау, чаще всего имеют в виду прямоугольное оштукатуренное каменное здание XVI века. Вместе с тем, известно, что уже в XIII веке в поселении была своя церковь, которая стояла на холме рядом с деревней.
Район Кведнау, с давних времён развивавшийся как самостоятельный посёлок, в 1939 году вошёл в состав Кёнигсберга – как его северная часть. Kweden-aw – так в балтийском регионе называли луга и поймы, ближайший аналог в прусском языке – kweita («цветок»). Когда рыцари Тевтонского ордена пришли в Замланд, здесь правил Склодо – основатель прусского дворянского рода Пербандтов, вместе со своим сыном Налюбо. Бежавшего в Шаакен Налюбо уговорили креститься уже крещёные родственники, и, взамен, Орден наградил его феодальным владением Кведнау. Он согласился пустить доминиканцев, чтобы те могли спокойно крестить жителей окрестностей, и приказал построить церковь, вероятно, деревянную, на высокой горе рядом с Кведнау. В 1302 году также упоминался епископский замок поблизости.
Церковь была посвящена святому апостолу Иакову и использовалась мореплавателями как место паломничества. О её значимости говорит и тот факт, что священника из Кведнау приглашали для участия в великом прусском синоде. Вероятно, она сильно обветшала, потому что незадолго до Реформации в 1507 году её снесли и снова возвели из оштукатуренных полевых валунов на другом месте, меньше подверженном непогоде. По другой версии, башню кирхи Кведнау, служившую важным навигационным знаком, часто путали с башней Королевского замка, что приводило к кораблекрушениям. Настоящим испытанием для прихода и посёлка в целом стала крестьянская война, разразившаяся под Кайменом (нын. Заречье) в 1525 году, когда повстанцы расположились лагерем в большой дубовой роще между Кведнау (нын. Северная Гора) и Трутенау (нын. Медведевка). А в 1687 году буря повалила шпиль и сильно повредила саму церковь, в особенности, её башню.
После реставрации кирха была посвящена Святой Троице. Интерьер её отличался особой роскошью. Алтарь сохранился из старой церкви, о чём говорит изображение Святого Иакова в натуральную величину со словами Sancte Jacebe ora pro nobis («Святой Иаков, помолись за нас»). Его изящная резьба была выполнена мастером Михаэлем Доллем в XVII веке. Впоследствии церковный алтарь был разрушен пришедшими французами в 1807 году и восстановлен в 1814 году. В кирхе были галереи и красивый звёздчатый свод, опиравшийся на четыре колонны с каждой из двух сторон – он появился уже после войны с французами, при восстановлении кирхи. Первое время после наполеоновских войн приход стоял разграбленным и опустошённым. Капитальная реставрация проходила в 1828-1830 и 1870-1880 годах. В 1853 году после удара молнии была перестроена кирпичная башня. Запрестольный образ готической святыни с барочной короной был основательно восстановлен и частично дополнен в 1876-1877 гг. Кафедра создавалась отдельными частями между 1650 и 1687 годами. Рядом с кафедрой находились предполагаемые доспехи Хеннига Шиндекопа, погибшего в битве при Рудау в 1370 году и захоронненого в располагавшемся поблизости монастыре Марии Магдалины. Богатство кирхи составляли её эпитафии XVII-XVIII века. Орган из Кёнигсберга датировался 1856 годом. В церкви были два колокола, известно, что один из них весил около 300 кг и имел 80 см в диаметре. Он был отлит в 1710 году Якобом Дорнманном в Кёнигсберге – уцелел в войну и теперь приветствует прихожан евангелическо-лютеранской кирхи в Нижней Саксонии.
Численность прихода, по последним данным, составляла 3900 душ.
Кирха успешно пережила Вторую мировую войну, практически без повреждений, и в первые послевоенные годы в ней ещё проводились службы для оставшегося немецкого населения. Но, увы, в 1970-е годы уже была полностью снесена. Всё, что оставалось – раскинувшийся луг, окружённый деревьями, но и он был застроен жильём в 2015 году.

Источники:
1. Albinus, Robert. Lexikon der Stadt Königsberg Pr. und Umgebung. Leer: Verlag Gerhard Rautenberg, 1985
2. Bachtin, Anatolij. Doliesen, Gerhard. Vergessene Kultur: Kirchen in Nord-Ostpreußen: Eine Dokumentation. Husum: Husum, 2000
3. Chronik der Kirche und Kirchengemeinde Quednau von 1254 bis 1882, urkundlich und aktenmäßig dargestellt. Koch & Reimer, Königsberg 1883
4. Gebauer, Karl Emil. Kunde des Samlandes oder Geschichte und topographisch-statistisches Bild der ostpreußischen Landschaft Samland. Königsberg: Im Verlage der Univesitäts-Buchhandlung, 1844
5. Meckelburg, Friedrich Adolf. Beitrag zur Geschichte der Kirche in Quednau. Neue Preußische Provinzial-Blätter. Band 4, Königsberg 1853
6. Walter, Dignath; Ziesmann, Herbert. Die Kirchen im Samland. Leer: Rautenberg, 1987