Однажды давным-давно две конкурирующие прусские деревни – Борхерсдорф (нын. Зеленополье) и Фухсберг (нын. Семёново) затеяли спор о том, где церковь построить. Обе уверяли, что в прошлом у них уже были кирхи, и они заслуживают её по праву. В этом жарком споре победил Фухсберг, и туда поскорее доставили стройматериалы. Правда, на следующий день эти материалы нашли в соседней деревушке. «Да будет воля небес», — увидев в этом знак свыше, начали строить в Борхерсдорфе. Так и появилась эта замечательная кирха, а легенда о замландском «чуде», передаваясь из уст в уста, дошла до наших дней.
КИРХА БОРХЕРСДОРФА была возведена в 1735 году по распоряжению короля Пруссии Фридриха Вильгельма I на месте обветшавшей орденской кирхи. Это было простое строение из булыжника с одноэтажной квадратной башней, находившееся под патронатом дворянского рода Дёнхофф – владельцев имения Фридрихштайн (нын. Каменка).
Кирха не раз перестраивалась, однако вальмовая крыша башни и возвышающийся над ней фонарь относятся именно к XVIII веку. Внутреннее убранство кирхи высоко ценилось: алтарь в стиле барокко, расписанный мастерами школы Исаака Риги, легендарный орган «Кемпер». А чего стоила позолоченная чаша дореформационного периода в стиле раннего Ренессанса! На исповедальне размещался герб рода Дёнхофф с чёрным вепрем, а на кафельной печи в ризнице – герб рода фон Коллас с тремя оленями. Очень реалистичным и эмоциональным выглядел ангел, держащий купель в крестильне, однако позже его убрали на чердак. Серебряный кувшин для причастия из кирхи Борхерсдорфа сохранился до сих пор – через антикварную лавку в Берлине он вернулся к законной владелице, Марион Дёнхофф. На кувшине выгравировано её фамильное имя. Графиня рассказала, что её бабушка некогда пожертвовала этот кувшин церкви в знак благодарности за благополучное возвращение сына из кругосветного путешествия.
Ещё одним «путешественником» оказался колокол кирхи орденского времени. Бронзовый, весом 360 кг, он «пережидал» войну на «кладбище колоколов» в Гамбурге, но его так и не переплавили для военных целей. Сегодня он приветствует прихожан евангелическо-лютеранской кирхи Тростберга в Верхней Баварии, а на его кромке всё ещё читается просьба к Святой Катарине помочь верующему вознестись на небо. Кстати, надписи размещались и на стенах, аккурат под крышей кирхи. Возможно, обойдя церковь по кругу, Вам удастся обнаружить обрывки древних посланий?
В конце Второй мировой войны кирха Борхерсдорфа попала под артобстрел, разрушивший шпиль башни и повредивший южную стену. А длительное существование без должного ухода с использованием не по назначению — в качестве склада — привело к дальнейшим обвалам и признанию здания аварийным. Сегодня мы имеем не кирху, а руины.
Но и среди руин нашлось что-то, стойко встретившее превратности судьбы. Это уникальная настенная мозаика из смальты – художественный памятник немцам, павшим в годы Первой мировой войны. Чудом сохранившаяся на фрагменте стены, она, вероятно, и удержала кирпичи, но, при этом, даже не поблёкла за 100 лет! Панно изображает библейского сеятеля – образ, популярный в то время. Размахивая рукой, он осыпает землю семенами, а в поле под землёй лежат погибшие солдаты. Наверх пробивается росток – символ новой, мирной жизни. Под мозаикой можно обнаружить табличку с именами павших, которые уже плохо читаются.
Время от времени у Борхерсдорфской кирхи останавливаются туристические автобусы, а иногда и одинокие заблудшие автомобили. Всё внимание их приковано к сеятелю. Это по-своему удивительно, ведь именно с русскими бились немцы в 1914-1915 гг. на территории нынешней Калининградской области. Споры о «наших» и «не наших» памятниках, наверное, будут вечны. Только искусство неизменно вызывает интерес, оно выше всего этого: всё покрывает, всего надеется, всё переносит и… никогда не перестаёт.
Источники:
1. Bachtin, Anatolij. Doliesen, Gerhard. Vergessene Kultur: Kirchen in Nord-Ostpreußen: Eine Dokumentation. Husum: Husum, 2000
2. Boetticher, Adolf. Die Bau- und Kunstdenkmäler des Samlandes. Heft I. Königsberg, 1891
3. Harnoch, Agathon. Chronik und Statistik der evangelischen Kirchen in den Provinzen Ost- und Westpreußen. Nipkow, Niederung, 1890
4. Walter, Dignath; Ziesmann, Herbert. Die Kirchen im Samland. Leer: Rautenberg, 1987
5. Объекты культурного наследия Калининградской области: иллюстрированный каталог; сост. и гл. ред.: А.М. Тарунов, авт.: А.П. Бахтин, В.Н. Бублик, О.И. Васютин, Е.А. Маслов, Н.М. Никитина, А.П. Овсянов, И.В. Сагановская, А.М. Тарунов, Л.В. Тимонен, 2013
6. Zelenopole – Borchersdorf: http://Ostpreußen.net/Ostpreußen/orte.php?bericht=1414