Историческое название: Ordensburg Tapiau
Год постройки: 1265
Адрес: г. Гвардейск, ул. Дзержинского, 12
Координаты: 54.645417, 21.07465
Текущее состояние: На реконструкции
Собственник: Корпорация развития Калининградской области
Текущее использование: Экскурсионное обслуживание
Наименование и дата постановки на учёт ОКН: Замок Тапиау, 30.08.1960

Описание

Над речной долиной, томящейся в лучах позднего солнца, поднимался тёплый пар. Тапиав, или «тёплое поле», — так прозвали эту местность язычники-пруссы. Заросший берег приютил болотных лягушек; серые цапли, важно гуляющие по пляжу, осуждающе цокали на камыши. В воде плескалась мелкая рыбёшка, над лесом и рекой кружили орлы, а в густой чаще ещё показывалась изогнутая и плавная, словно горная гряда, спина зубра. В воздухе стоял аромат ванили: цвели дикие орхидеи, почитавшиеся «любовным снадобьем». Благородный Сапелле выехал на охоту – его городище Сугурби стояло совсем рядом, на высоком холме. С холодным сердцем встретил он тевтонских рыцарей под предводительством богемского короля и мудро избежал участи сожжённых соседних деревень, сдав Ордену крепость, любимого сына и приняв крещение.

С приходом рыцарей поселение обрело ЗАМОК ТАПИАУ – и точку отсчёта новой истории. Вот только две реки, Прегель и Дейма, словно две важнейшие артерии неизменно питали его сердце. Именно по ним шли лодки, гружёные кирпичом и камнем, при строительстве замка в низине в конце XIII века. Их воды стали путём славы для местных комтуров, самоотверженно ходивших на литовских язычников, чтобы «получить от них 5 ран, как некогда получил Христос». С благородной целью в замке останавливались высокие гости: герцог Альбрехт Австрийский и будущий король Англии Генрих IV, а затем и сам литовский князь Витовт, принявший крещение в замковой капелле. В своё время побывало в замке и Великое посольство, правда, сам Пётр I в замке ночевать отказался.

Перестроенный в загородную резиденцию, замок на природе стал настоящей отрадой для Альбрехта, первого герцога Пруссии, спасавшегося здесь от чумы и несчастливого второго брака. Именно в этих стенах, в окружении верных людей, в чтении книг и псалмов, герцог обрёл вечный покой… прежде чем был захоронен в Кёнигсберге вместе со своей супругой, скончавшейся от чумы.
Живописные окрестности замка Тапиау вдохновляли не только герцога. Две реки стали излюбленным местом для купания и отдыха населения, в Кёнигсберг ходили музыкальные пароходы. Ловис Коринт, один из ярчайших представителей немецкого импрессионизма, появился на свет в доме кожевника – прямо напротив бывшего замка. Свою первую акварель он написал именно там, глядя из маленького чердачного окошка на Дейму в зелёном обрамлении кустов и мирно покачивающиеся корабли. Эрнст Молленгауэр, талантливый живописец Куршской косы, также происходил из Тапиау, но, увы, судьба творца сложилась печально: огонь Второй мировой войны уничтожил почти все картины мастера.

Война, так вдохновлявшая христианские отряды в Средние века, стала настоящей мукой для города и его жителей в Новое и Новейшее время. Через Тапиау постоянно ходили вражеские войска, включая армию Наполеона, что неизменно сопровождалось произволом и разрушениями. Оплот городского величия, замок Тапиау, подстроился под новые реалии и… перестал быть замком.

Грустная необходимость возникла в конце XVIII века, когда гарнизон расквартировали, оставив на улице больных и измученных солдат фридерицианской армии с их семьями, а город заполнился инвалидами и слоняющимися без дела. По приказу Фридриха Вильгельма II, дом призрения был возведён в 1792 году у реки на основных стенах форбурга. Из богадельни в 1800 году образовалось исправительное учреждение, которое постепенно обзавелось своей лечебницей и хосписом, церковью и кладбищем. Собственно, политзаключённых и раньше периодически держали в подвалах замка – голодная смерть замландского епископа Дитриха фон Кубы ещё в XV веке породила много слухов и пересудов. Сложилась поговорка: «Недостаточно отчаянный не поедет в Велау. Слишком отчаянный попадёт в Тапиау». Теперь абсолютно всё было адаптировано под нужды учреждения, три флигеля из четырёх снесены, оставшийся достроен двумя этажами. Комплекс зданий из красного кирпича с башенкой и вальмовой крышей в неоготическом стиле, ошибочно принимаемый за орденский замок, на самом деле был построен в 1902 году. Такое трепетное отношение немцев к тюремной архитектуре объяснимо памятью о замковом прошлом, хоть и может ввести в заблуждение. Что уж говорить, даже русские войска, пришедшие в Тапиау в 1914 году, приняли учреждение за казармы, несмотря на флаги Красного Креста. В 1945 году, когда окончилась война, А.Т. Твардовский встретил радостную весть в Тапиау и на одном дыхании написал последнюю главу «Василия Тёркина»:

Тёркин, Тёркин, в самом деле,
Час настал, войне отбой.
И как будто устарели
Тотчас оба мы с тобой.

И как будто оглушенный
В наступившей тишине,
Смолкнул я, певец смущенный,
Петь привыкший на войне.

В том беды особой нету:
Песня, стало быть, допета.
Песня новая нужна… (А.Т. Твардовский).

Увы, после окончания войны, в своей новой, советской, а затем и российской истории замок Тапиау продолжил петь уже знакомые ноты тюремного шансона. С другой стороны, именно тюрьме мы обязаны столь хорошей сохранностью замка долгие годы. Постепенно флигель замка освободили, а заключённых поместили в специальные бараки. На расселение ушло несколько лет, и в 2021 году последний заключённый покинул учреждение.

Пожары войны не пощадили орденский архив, хранившийся в замке, а потому часть исторических сведений безвозвратно утрачена. Но вот он стоит – целый, живой, и его стены, его бесценные звёздчатые своды, украшенные барельефами фантастических животных, его фрески – Ваш самый главный, яркий рассказчик! Вас, несомненно, впечатлит покой комтура, его трапезная, тронный зал, метлахская плитка…

Мы верим — пройдёт ещё немного времени, и замок Тапиау действительно запоёт новую песню, которая разнесётся по реке с новой, современной пристанью, разбудит сонных отдыхающих на белых катерах и песчаных пляжах, приглашая в увлекательное замковое путешествие!

Источники:
1. Boetticher, Adolf. Die Bau- und Kunstdenkmäler der Provinz Ostpreußen. Heft II. Natangen. Königsberg, 1892
2. Heimatbuch des Kreises Wehlau. Alle-Pregel-Deime-Gebiet. I. Band. Kreisgemeinschaft Wehlau: Verlag Gerhard Rautenberg, 1975
3. Kreisgemeinschaft Wehlau e.V.: http://www.kreisgemeinschaft-wehlau.de/
4. Бахтин А.П. Замки и укрепления Немецкого ордена в северной части Восточной Пруссии, Калининград: Терра Балтика, 2005
5. Богданович М. И. История Отечественной войны 1812 года по достоверным источникам. Том I. Санкт-Петербург: Типография торгового дома С. Струговщикова, Г. Похитопова, Н. Водова и Ко., 1859.
6. Губин А. Б., Строкин В. Н. Крепости и замки Восточной Пруссии. Калининград: Янтарный Сказ, 2006
7. Архипов А. Замок Тапиау. Средневековые фрески, колония для заключенных и музей под открытым небом – ТАСС: https://tass.ru/v-strane/6088411 (18.02.2019)
8. «Замок-узник»: как Тапиау уживается с исправительной колонией в Гвардейске — Калининград.Ru: https://kgd.ru/spp/uznik_tapiau/
9. Записки маркиза Пасторэ о 1812 годе. Бумаги, относящиеся до Отечественной войны 1812 года, собранные и изданные П. И. Щукиным. Ч. V. Москва, 1900
10. Объекты культурного наследия Калининградской области: иллюстрированный каталог; сост. и гл. ред.: А.М. Тарунов, авт.: А.П. Бахтин, В.Н. Бублик, О.И. Васютин, Е.А. Маслов, Н.М. Никитина, А.П. Овсянов, И.В. Сагановская, А.М. Тарунов, Л.В. Тимонен, 2013
11. Пётр из Дусбурга. Хроника земли Прусской, Москва: Ладомир, 1997
12. «У нас здесь не Алькатрас»: как сегодня выглядит замок Тапиау и что ждёт бывшую тюрьму (фото) – Новый Калининград: https://www.newkaliningrad.ru/afisha/other/publications/23954921-u-nas-zdes-ne-alkatras-kak-segodnya-vyglyadit-zamok-tapiau-i-chto-zhdyet-byvshuyu-tyurmu.html