Гумбиннен был из тех округов, что быстро росли по «карьерной лестнице». Впервые упомянутый в последней четверти XVI века как деревушка с церковью, уже в начале XIX века он претендовал на звание второй «столицы», наряду с Кёнигсбергом! Под управление Гумбиннена отдавался не только округ, но и вся «литовская» часть Восточной Пруссии – а фактически весь восток. Разместившаяся здесь вторая резиденция правительства до сих пор украшает центральную площадь, став «визитной карточкой» города.
Но наше путешествие начнётся немного раньше – с небольшого музея прихода Юдшен. Это тот редкий случай, когда дом пастора не просто пережил кирху, но и фактически затмил её, став центром «культурного» паломничества. В середине XVIII века в доме проживал великий философ Иммануил Кант, обучая детей священника.
Едва ли Вас обрадует состояние кирх по дороге, но ради одной всё же стоит сделать «крюк». Кирха Нибудшена выглядит довольно забавно — словно на её крыше разместилась ещё одна, маленькая кирха. Если Вы путешествуете в приятной компании, обязательно устройте пикник под красивым арочным мостом над рекой Анграпой. Не забудьте убрать за собой – порадуйте следующих KёniGo-туристов.
И вот он – долгожданный Гумбиннен! Центральная площадь города подобна глянцевой обложке журнала — всё настолько яркое и цветное, что невольно ощущаешь себя у Кремля, на Красной площади. Не говоря уже про пёстрые храмы, «прусский» аналог найдётся даже ГИМу (Государственному историческому музею). Это здание народного банка, которое до 2015 года ещё занимало общежитие – пожалуй, самое красивое общежитие в России!
Гумбиннен, а нынче Гусев, стоит на реке Писсе, берущей своё начало в Виштынецком озере. Правый и левый берег формируют соответственно «старый» и «новый» город, соединённые симпатичными мостами. Недалеко от вокзала скромно стоит Зальцбургская кирха – отсылка к историческому прошлому, когда, по приглашению короля, город принял около 20 тысяч зальцбургских беженцев, гонимых католической церковью. Что удивительно, кирха и по сей день используется евангелическо-лютеранской общиной потомков зальцбургских мигрантов.
Ещё одна интересная история связана со скульптурой лося 1912 года. Позже похожая была подарена Советску – тем же мастером, и горожане до сих пор спорят, чей это негласный символ. Сначала гусевцы «выцарапывали» своё наследие из Калининградского зоопарка, позже с такой же проблемой столкнулся советский лось. Почему полвека лося упорно держали в зоопарке – неизвестно, но радости детям он принёс немало.
Желаем хорошего отдыха и Вам!