Историческое название: Reformierte Kirche in Insterburg
Год постройки: 1890
Адрес: г. Черняховск, ул. Пионерская, 20
Координаты: 54.632575, 21.813563
Текущее состояние: Хорошее
Собственник: Черняховская епархия РПЦ
Текущее использование: Собор Архангела Михаила
Наименование и дата постановки на учёт ОКН: Кирха (архитектор Ф. Адлер), 23.03.2007

Описание

РЕФОРМАТСКАЯ КИРХА ИНСТЕРБУРГА – один из главных символов Черняховска и самое монументальное, самое высокое строение города. Её высота достигает 65 метров, что соизмеримо с четырьмя водонапорными башнями, поставленными друг на друга. Три башни и три нефа кирхи выбиваются из канонического образа традиционной немецкой церкви, поражая разнообразием объёмных решений и кладочных приёмов. Кто же такие реформаты, позволившие себе столь роскошный храм?

Реформаты, они же кальвинисты, появились в результате раскола христианских церквей в середине XVI века. Как и лютеране, они боролись с излишней церковной обрядностью, выступая даже более радикально. Например, в отличие от других конфессий, они отрицали реальное присутствие тела Христова в хлебе и вине, считая их лишь образами распятого Господа. Ещё одной особенностью их учения являлась мысль о полном божественном предопределении, согласно которой одни изначально обречены на спасение, а другие на погибель. А потому личная свобода человека и все его усилия к нравственному совершенствованию не имеют значения. В качестве храмов реформаты обычно выбирали скромные здания, больше напоминающие дом или школу, или даже просто комнаты, где читались проповеди.

Реформатская община Инстербурга, сложившаяся в начале XVIII века из шотландских торговцев и их семей, собиралась в молельном зале местного замка, который им милосердно выпросила княгиня Сапега, а какое-то время — в здании городской ратуши. Чума 1709 года всего за какие-то 8 месяцев унесла жизни 66 тысяч человек в Инстербурге и окрестностях. Но жизнь не стояла на месте, и, чтобы восполнить потери, для освоения земель пригласили швейцарских колонистов, которым срочно понадобился проповедник со знанием французского. В рамках переселенческой кампании король Фридрих Вильгельм I лично выделил средства на строительство реформатской церкви, и в 1735 году она была освящена, вновь стимулировав «бум» приезжих – на этот раз из Пфальца и Нассау. Как и подобает реформатским традициям, кирха была простым кирпичным строением с вкраплениями неотёсанного камня, с двумя ярусами хоров, без башни и поначалу без органа, да что уж говорить – без колокола. Как и Лютер-кирха, реформатская церковь стояла на северной окраине города, у Гольдапских ворот, а потому, в случае необходимости, пользовалась колоколами лютеранских «собратьев».

Вопреки наружной скромности, стоит отметить, что реформатами были преимущественно влиятельные, обеспеченные семьи. Стоило кирхе обветшать, как незамедлительно была построена новая, что приурочили к 300-летию получения городских прав. Освящение состоялось в 1890 году. Новое, величественное здание отныне служило не только реформатской, но и гарнизонной церковью. Запроектированная Ф. Адлером в неороманском стиле, кирха собрала в себе лучшие образцы европейского искусства и зодчества: изящное убранство прибыло из Берлина, изразцы – с заводов Зигендорфа, облицовочный камень – с Растенбурга, витражи – с Циттау. Художник из Эльбинга расписал стены, а орган был изготовлен в кёнигсбергской мастерской М. Терлецки. С башни открывался романтичный вид на старый город и железную дорогу с её многочисленными сооружениями, но побывать на такой «смотровой площадке» доводилось не каждому. Особой гордостью храма была серебряная купель – и такой же серебряный кувшин, да потир с изображением Великого курфюрста на крышке.

Кто же мог тогда представить, что, спустя полвека, уцелевшая в войну кирха не найдёт себе лучшего применения, чем склад или клуб? Впрочем, потом и вовсе дошло до спортзала; сердце замирает при мысли о размашистом стуке мяча в бывшем органном зале, криках и шумном топоте занимающихся в священных стенах… Разразившийся пожар в 1980-е годы стал «отрезвляющим душем», призвавшим иначе взглянуть на судьбу здания с задатками архитектурного памятника. Был какой-то немой упрёк в его выбитых окнах и закопчённых ставнях, рассыпавшихся балконах и полах.

Но вернёмся к реформатскому учению о предопределении. Можно ли сказать, что кирха была обречена на спасение? Иначе как объяснить тот чистый, искренний порыв черняховских жителей, приходивших в церковь к отцу Иосифу Ильницкому, чтобы безвозмездно потрудиться? Внешне может показаться, что ничего не изменилось, но изнутри кирху будто собрали заново – в православный храм, освящённый в честь архангела Михаила. Всё создано руками неравнодушных людей: этот иконостас и эти фрески, написанные выпускником Черняховской художественной школы, по-новому изготовлен алтарь, кованые решётки на окнах. Здесь же «привет из прошлого» – высочайшее качество кладки; всё вместе создаёт ту самую гармонию, что держит город вместе, не даёт ему рассыпаться на множество разрозненных картинок из седых немецких домов и грустных советских «хрущёвок», кованых фонарей и старинных флюгеров вперемешку с кричащими вывесками и старой доброй брусчаткой… И вот уже храм стоит не на Маркграфенплац, а на улице Пионерской, охраняя покой разморённого, сонного города.

Источники:
1. Boetticher, Adolf. Die Bau- und Kunstdenkmäler der Provinz Ostpreußen. Heft V: Litauen, Königsberg, 1895
2. Hennig, Abraham Ernst. Topographisch-historische Beschreibung der Stadt Insterburg. Königsberg: Kanter, 1794
3. Insterburg im Bild. Band I. Gesamtgestaltung: Ulrich Gerhard. Leer: Druckerei Gerhard Rautenberg, 1988
4. Insterburg im Bild. Band II. Gesamtgestaltung: Ulrich Gerhard. Leer: Druckerei Gerhard Rautenberg, 1988
5. Архитектурные памятники Инстербурга: Старые и современные фотографии, Исторические справки, карта-схема: Справочник для жителей и гостей города. Серия: Достопримечательности Калининградской области. Калининград: БалтПромо, 2011
6. Историко-архитектурный опорный план г. Черняховска с разработкой туристской и музейной структуры. Том I. Творческое архитектурно-реставрационное кооперативное объединение «Искра». Москва, 1992
7. Малые города Калининградской области: Энциклопедический справочник; ред. А. Н. Попадин; рец. А. А. Ярцев. Калининград: Аксиос, 2011
8. Объекты культурного наследия Калининградской области: иллюстрированный каталог; сост. и гл. ред.: А.М. Тарунов, авт.: А.П. Бахтин, В.Н. Бублик, О.И. Васютин, Е.А. Маслов, Н.М. Никитина, А.П. Овсянов, И.В. Сагановская, А.М. Тарунов, Л.В. Тимонен, 2013
9. Свято-Михайловский собор. Запад России, Вып. №16 (2), 1996