«КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР – душа нашего города, а Королевский замок – его сердце», — едва ли можно подобрать слова лучше, чем это сделал архитектор А. Дырышев. Уйдя в добровольное заточение в готических стенах с мягким светом, сочившимся сквозь витражи, и большим фонариком на лбу, он провёл здесь добрых 5 лет, корпя над внушительным макетом. «А у нас сейчас вместо живого сердца – мёртвое», — сожалел он.
Впрочем, «душа» и «сердце» пришли к гармонии не сразу. Когда епископ Иоганн I Кларе затеял на острове большую стройку, Великий магистр Лютер Брауншвейгский был страшно возмущён. Новое здание всё меньше походило на церковь и всё больше – на крепость. И всё это под носом у Королевского замка!
13 сентября 1333 года его сердце смягчилось: он разрешил продолжить строительство, при условии, что в нём не будет укреплений. Так у собора появился «день рождения», а освящён он был в честь Святых Марии и Адальберта. Разного рода работы велись до конца века, но уже в 1344 году в нём возжелал перезимовать голландский граф со своими конями.
Кнайпхоф и его «рожки»
Город Кнайпхоф только образовался, а его почва не располагала к масштабному строительству. Топкая, глинистая, она потребовала немало дубовых свай, и в последующие годы кирху приходилось регулярно «приподнимать», пока в начале XX века не придумали кое-что посерьёзнее. Тогда осадка башни составила 1,67 м!
Остров прежде называли «островом фогта» или «устами Прегеля» (Pregelmünde), а вот происхождение слова «Кнайпхоф» — вопрос. Возможно, оно имеет отношение к польскому knieja («чаща»). Остров действительно мог покрывать лес, на что указывают два охотничьих рожка на гербе. По другой версии, оно пошло от прусского knypabe («окружённый рекой»).
Когда-то всю территорию собора огибала стена, а у стен, как и во многих кирхах, было кладбище. Позже его замостили, а городская застройка подошла совсем близко.
Стена была и вокруг всего острова, западная часть которого считалась орденской, а восточная – епископской. Правда, сам епископ решил всё же жить в своём замке в Фишхаузене (нын. Приморск). На время строительства возвели Соборный мост, по которому возили кирпичи с разобранного из-за малой вместительности «предшественника» – небольшого кафедрального собора в Альтштадте.
Потайные двери собора
Особый интерес в Кёнигсбергском соборе представляет восточная стена.
Церкви надлежало оставаться в тени замка, но епископ так и не смог отказаться от мысли об оборонительном ходе по периметру здания, подобном тому, что в Мариенбурге (нын. Мальборк). Достроить его при жизни он не смог, и путь вышел всего 13 метров в длину и 1,5-2 метра в ширину. Узнать его можно по замурованным арочным окнам под крышей, а вход был через небольшую дверцу за нынешней могилой И. Канта.
Часть стены хора успели построить 3-х-метровой ширины – до запрета, а уже последующую кладку пришлось уменьшить в 2,5 раза. Вмурованные в стену валуны решили оставить на память о первоначальной задумке. Под ними в центре восточной стены – дверная ниша, связывавшая монастырь, ризницу и кирху, ведущая за высокий алтарь. А вот узор выше, из тёмных кирпичей – это уже случайность. Каменщикам попадались камни, обожжённые сильнее, чем другие, и они выражали им своё настроение, не ориентируясь на соседа и насколько хватало запасов.
Наконец, с северной стороны хора была дверь, ведущая в подземный ход, который достигал реки, а по легенде, и вовсе шёл через реку во двор другого монастыря.
Две башни Кёнигсбергского собора
Трудно поверить, но когда-то у собора было две равнозначных башни, ориентированных на запад. В орденское время обходились без массивных куполов, боясь, что стены основания их не выдержат. Поэтому, скорее всего, башни были невысокие, с двускатной крышей и красивым фронтоном.
После пожара 1544 года южную перестроили в формах ренессанса, заметно выше (58 м) и тяжелее, чем прежде. Как дань балтийской традиции, её шпиль украсила русалка. Такие флюгеры венчали главные церкви портовых городов, и, по легенде, она трубила в рог уходящему кораблю, чтобы в дальнем плавании никакая другая русалка не заманила его в свои сети. А вот на северную башню средств не хватило, и она осталась в прежних готических очертаниях.
Что касается колоколов, то в соборе их было 5, причём один из них считался крупнейшим в Восточной Пруссии!
Собор под штукатуркой
Малоизвестный факт, но кафедральный собор долгое время находился под штукатуркой – с конца XVII века и до реставрации 1901-1907 годов, когда на освящение приехал сам кайзер.
Конечно, реставрации проводились постоянно. Страшно представить, сколько хлопот доставили французы, оборудовавшие в хоре военную тюрьму в 1807 году, а там ещё 500-летний юбилей – круглая дата.
Тем не менее, именно реставрация XX века была одной из самых значимых, когда Кёнигсбергскому собору постарались вернуть облик 1400 года. Фантазии архитекторов витали даже в части восстановления двух башен, но этому не суждено было сбыться.
Валленродтская библиотека
Сокровищем южной башни была Валленродтская библиотека, которая прославилась не только своей коллекцией из более 10 000 книг, но и как единственная в Европе светская библиотека в религиозном сооружении. Открыли её для широкой публики в 1673 году, а посещали, в основном, студенты и преподаватели «Альбертины», включая И. Канта и, вероятно, Э.Т. Гофмана. Перед входом в библиотеку следовало тщательно очистить одежду и обувь, а в библиотекари брали только людей с высшим образованием, желательно профессоров.
После войны вся коллекция с редкими изданиями XV-XVII веков загадочно исчезла, и лишь малую часть обнаружили в усадьбе под Москвой. Сегодня книги находятся на хранении в БФУ им. И. Канта, а библиотека в соборе – не столько собрание сочинений, сколько воссозданный интерьер.
Могила Канта
Собор на острове Кнайпхоф включал 2 прихода, и, вместе с тем, служил университетской церковью. В открытой галерее по северной стороне располагалась профессорская усыпальница, которая позже была снесена из-за ветхости. Последним захороненным в соборе стал И. Кант в 1804 году. Над его могилой была воздвигнута часовенка в неоготическом стиле, которую заменили колонным залом по проекту Ф. Ларса в 1924 году. Повод был серьёзный – 200-летие со дня рождения философа.
Кстати, представленный снаружи кенотаф – это не гроб Канта, как многие думают. Останки философа покоятся глубже.
О мистическом
С числом «13» у собора особенная связь.
13 колонн у могилы Канта. 13 эпитафий на стенах собора. Даже древнейший артефакт – крестильная купель с острова Готланд, которая, как полагают, старше самого собора, восстановлена в наше время по найденным 13 частям! А теперь посмотрите на «дату рождения» собора…
Ни для кого не секрет, что «13» — любимое число масонов. Являлся ли собор их местом силы? Не исключено. За купелью мы видим витраж с масонскими знаками, его изготовили на средства 3-х масонских лож Кёнигсберга. Сразу предупреждаем: заглянуть в баптистерий получится только через концертный зал. Похоже, энергетика у него сумасшедшая, потому что здесь же была замечена другая городская легенда – белый призрак с бородой, любитель послушать органные репетиции до поздней ночи.
Наверняка, человек благородный, ведь других тут и не хоронили. Великие магистры, герцоги, курфюрсты, маркграфы и их семьи, тот самый, строивший собор епископ Иоганн I – далеко не полный список всех захороненных в соборе. Судя по эпитафиям, более 100 человек…
Чудом сохранилось и было восстановлено 14-метровое надгробие герцога Альбрехта. Оно прибыло из Антверпена около 1572 года, а его создатель, К. Флорис, вдохновлялся римскими и венецианскими гробницами Высокого Ренессанса. Осмотреть шедевр можно с экскурсией, ведь находится оно в «закромах» собора – заалтарном пространстве. Кстати, там же – подарок из Польши, восстановленная эпитафия аристократов Радзивиллов.
Единственный в России органный комплекс
Если у собора есть голос, то это однозначно «Токката и фуга ре минор» И.С. Баха. С первых нот по коже бегут мурашки… Пробиваясь сквозь мощные стены, звук органа потрясает на грани восприятия. Его колебания могут доходить до инфра- и ультразвука, который уловит кит, летучая мышь, возможно, собака или кошка, но не человеческое ухо. Современная акустическая система позволяет направить звук на каждого человека адресно.
Кафедральный собор Кёнигсберга – единственное место в России, где два органа, большой и малый, образуют единый комплекс, связанный оптоволокном. Они могут звучать как вместе, так и по отдельности, а органист может «выходить на связь» с музыкантами. Помпезный орган И. Мозенгеля 1721 года не пережил войну, но его фасад в стиле барокко воссоздали уже в наше время, даровав ему «электрическое» сердце. Многие приходят посмотреть на движущихся ангелочков, которые, на самом деле, вырезаны калининградскими мастерами по образу и подобию тех, что были раньше.
А теперь о самом интересном. Орган – инструмент, внутри которого можно ходить! Ощущение, как в трёхэтажном доме, разве что лестницы слишком крутые и требуют определённой ловкости. Но посетителей в него не пускают: трубы могут расстроиться от тепла человека, а их в Большом органе — 6301! Может, потому и весит он 35 тонн…
Сегодня концерты являются частью развлекательной программы, а до войны орган использовали, прежде всего, для богослужений. Последней мелодией, прозвучавшей в немецком соборе, стала духовная оратория И.С. Баха «Страсти по Матфею» в 1944 году.
Война дурна тем, что создает больше злых людей, чем их забирает. (И. Кант)
Грустная судьба постигла одного из двух последних пасторов. Он попал в гестапо за «непрерывное и преднамеренное прослушивание вражеских радиостанций», где погиб при невыясненных обстоятельствах.
1944 год стал для собора, как и для всего центра Кёнигсберга, роковым. Английские бомбы смели всё без разбора. Люди сгорали прямо на улице от резкого повышения температуры и мгновенно вспыхнувших пожаров. Из-за плотной застройки огонь быстро охватил остров. Кто-то ринулся прятаться в собор и сгорел там заживо, задохнулся в дыму или долго и мучительно умирал под обломками. Один из очевидцев позже напишет в книге:
«Около трёх суток в город было невозможно войти. И по прекращении пожаров земля и камень оставались раскалёнными и остывали медленно. Чёрные руины с пустыми оконными проёмами походили на черепа» (М. Вик. «Закат Кёнигсберга»).
Словно находясь под небесной защитой, уцелела могила Канта. От собора же остались лишь руины, ответственность за которые перешла на новую, советскую власть.
Как собор чуть не стал библиотекой, а остров — кладбищем
После войны над собором повис Дамоклов меч. Снести, нельзя, восстановить – на протяжении 30 лет запятая двигалась то в одну, то в другую сторону.
В 1947 году в газету «Известия» обратился некий гражданин В. Любимов из Равы-Русской. Он искренне переживал за судьбу усыпальницы великого философа, трудами которого восхищался сам Ф. Энгельс. Приведя весомые аргументы, он убедил Москву позаботиться о народном достоянии. В том же году на могиле Канта появилась памятная табличка, ставшая оберегом для всего собора. Правда, на короткое время.
Собор продолжал разрушаться, и в 1967 году власти нашли решение: могилу перенести, церковь снести, а на острове устроить Пантеон героев Великой отечественной войны. То есть, весь остров отдать под одно большое кладбище, перезахоронив сюда останки с 34 братских могил города. Сомнений в их решимости не было никаких: в том же году показательно взорвали Королевский замок, и собор вполне могла постичь та же участь.
Дважды облисполком обращался к федеральным властям с просьбой снять объект с государственного учёта памятников, как «не имеющий художественной ценности или не подлежащий восстановлению», но столкнулся с бурной реакцией местной интеллигенции. Ректор КГУ Н.В. Прикладов поступил хитрее – предложил передать собор университету для размещения в нём библиотеки на 1 млн томов, читальных залов на 1,5 тыс. мест и обсерватории. Он заверил, что воинский мемориал вполне может разместиться на другой половине острова, и одно другому не мешает. Его поддержали писатели, архитекторы, музейные работники, местное отделение ВООПИК. Собору подарили эскизный проект, была рассчитана смета, но библиотекой он так и не стал. Банально не хватило средств.
В Москве посчитали, что принимать резкие решения по собору пока не стоит, и он был минимально «законсервирован».
Парк скульптур на острове Канта
Сыграл роль человеческий фактор — председателем горисполкома с 1972 года стал В. Денисов, неравнодушный к прусскому наследию. Именно при нём в городе появились такие достопримечательности, как Музей янтаря, Калининградская областная филармония, Театр кукол в бывшей кирхе. В кафедральном соборе он грезил о театре под открытым небом и начал сбор скульптур для окружающего парка.
Почти всё, что вы видите вокруг – кропотливо высажено нашими предками в 1970-1980-е годы. Помимо всеми любимых каштанов, в парке собрали большую коллекцию растений со всего света. Это и маньчжурский орех, и уксусное дерево, и сирень, а с недавних пор ещё и розарий. Не меньшим украшением стали творения советских скульпторов с дружелюбной концепцией «Человек и мир».
Эпоха И. Одинцова
Один человек не побоялся взяться за реставрацию собора в непредсказуемом 1992 году – военный инженер-строитель И. Одинцов. Как-то он шёл мимо развалин собора, решив уволиться и думая, чем бы заняться дальше. Что-то потянуло его внутрь. Глядя на поломанные ворота, брошенные леса и мусор, он, как сказал бы Кант, «увидел в луже не грязь, но отражающиеся звёзды».
Он нашёл поддержку у В. Денисова и, вопреки сомнениям многих, взялся за работу. Переломным моментом в массовом сознании стала установка шпиля. Рискованное действие превратилось в целое представление с вертолётом Балтфлота. И. Одинцов лично встал под громадный, спускавшийся с неба купол, чтобы поддержать рабочих и развеять страхи.
Новым часам на радиоуправлении придали довоенный облик, и даже звон колоколов постарались сделать максимально приближённым к записям в музыкальных архивах. А вот от черепичной крыши пришлось отказаться в пользу более лёгкой конструкции с покрытием медной жестью.
С 1998 года кафедральный собор Калининграда открыт для посещений. И вот уже мы снова можем подняться по старинной «лестничной башенке» с оригинальным переплётом арок и попадаем – нет, не в разбомбленные, обрушенные своды, — а в прекрасный музей с большой коллекцией, посвящённой жизни и деятельности И. Канта, а вместе с ней и всей истории Кёнигсберга.
Конечно, не всё было сделано идеально. В своё время на реставраторов обрушилась жёсткая критика, волна которой дошла и до наших дней. И всё же И. Одинцов сумел сделать главное – в непростое время найти «русские» и «немецкие» деньги, вложить немало своих средств, сколотить команду смелых единомышленников и, вопреки всеобщему скепсису, доказать, что нет ничего невозможного. Именно он подарил городу символ, вернул ему «душу».
В соборе, где он был бессменным директором почти до самой смерти, о нём давно не пишут, и мы не нашли на сайте ни строчки. Но он воздвиг себе памятник рукотворный, громадный, и в этом «детище», запечатлённом на миллионах снимков, растворился сам.
Кафедральный собор сегодня
Сегодня остров, носящий имя Канта – одно из самых популярных мест в городе. Здесь гуляют, едят, влюбляются, наслаждаются природой и музыкой, открываются мощному свету знаний.
Здесь легко попасть в прошлое. Всё так же лежат трамвайные рельсы, так же томно звучат колокола, а старый собор сонно потягивается, стряхивая паутину. Ничто не потревожит покой философа, и только его умные мысли всё кружатся в воздухе, залетая в головы рассеянным прохожим.
Но ещё легче – попасть в будущее. Есть ли на Земле ещё такое место, где можно задать Канту вопрос, и он непременно ответит, и будет это не актёр, не подделка, а самый настоящий Кант в искусственном интеллекте? Где ещё можно сделать с ним селфи, а вечером напугаться огромной головы – голограммы в зелёной кроне?
С наступлением темноты остров превращается в парк света. Могила Канта выглядит довольно кровожадно. Но самая красивая подсветка, конечно, у собора. В уникальной проекции он кажется слепленным из янтаря, и это то, что нужно увидеть хотя бы раз в жизни.
Источники:
Данный текст является интеллектуальной собственностью. Мы в KёniGo будем только рады его распространению, но просим учесть, что любое копирование требует обязательного указания источника (kenigo.ru).