Историческое название: Kirche Uderwangen
Год постройки: ХIV в.
Адрес: Багратионовский муниципальный округ, пос. Чехово, ул. Школьная
Координаты: 54.542888, 20.715321
Текущее состояние: Руинированное
Собственник: Калининградская епархия РПЦ
Текущее использование: Не используется
Наименование и дата постановки на учёт ОКН: Руины кирхи, 23.03.2007

Описание

КИРХА УДЕРВАНГЕНА (нын. Чехово) – практически ровесница поселения, основанного в 1365 году. Это прусское название, по-немецки Ottenbusch, может трактоваться как «заросли с гадюками» или «заросли с выдрами». Окрестности реки Фришинг (нын. Прохладная), вальяжно растекавшейся по местным лугам, вполне могли стать пристанищем и тех, и других.

Удерванген был торговым селом с характером маленького города, а потому и кирха его была с характером. С виду грозная и воинственная, больше напоминающая замок, она вполне могла иметь оборонительные функции. Её необычный облик воплощал в себе несколько эпох: неф из валунов орденских времён соседствовал с полукруглым хором-алтарём эпохи Возрождения. Старинная кирпичная башня до фриза выполнена в готической кладке, а всё, что выше, включая красивейший аркатурный фриз и оригинальный восьмигранный шпиль, достроено в конце XIX века в стиле неоготики.

Незадолго до этого регент местного хора писал о плохой акустике строения и скверном выборе музыки. Игра на рожках-гемсхорнах больше походила на свист парового двигателя, а единственный орган «страдал хроническим заболеванием лёгких». За починку выставили баснословную сумму, и король решил изготовить новый инструмент. Приглашённый мастер Зауэр из Франкфурта превзошёл все ожидания. Из-за низких потолков новый орган едва помещался, что мешало звуку «воспарить на воздушных крыльях к куполу и спуститься в зал идеально чистым». Но первый концерт произвёл такой фурор, что люди выходили со слезами на глазах, и это «дало надежду на улучшение музыкальных вкусов» в Удервангене.

Внутреннее убранство кирхи было ничуть не хуже убранства «музыкального». Органные галереи-эмпоры украшали музицирующие ангелы. Сидения в хорах имели изящную резьбу. Плоский деревянный потолок расписан сюжетами из Старого и Нового Завета. Алтарь с кафедрой богато украшены М. Пёрцелем, И. Фрёстом. С северной стороны кирхи один из пасторов построил стеклянный мавзолей для своих сыновей, погибших в Первой мировой войне. Кстати, здесь же, поблизости располагался памятник павшим воинам, от которого остался лишь пьедестал.

Несмотря на утрату интерьеров и части здания после 1945 года, кирха Удервангена сохранила грозный вид. Правда, сегодня она скорее напоминает покалеченного ветерана, сурово насупившего брови – обросший деревьями фриз, с незажившими шрамами – следами пуль. Жестокий ураган в 2000-е годы сорвал шпиль, низвергнув кованый крест. Не лучшая участь постигла и другой крест, над входом в башню: варварски погнутый людьми, он вот-вот вонзит острые прутья в божественный символ – хризму. «Хи – Ро» — читаем греческие буквы, которые едва ли мог прочитать обычный немец. А ведь хризма как христианский символ появилась ещё до креста, во времена апостолов, и, что удивительно, признана всеми христианскими конфессиями. Первая и последняя буквы греческого алфавита – отсылка к Апокалипсису: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр. 1:8). Сплетаясь воедино, буквы образуют старославянскую Ж — Живѣтє. Для христиан Иисус – это Жизнь. Возможно, поэтому хризма стала неотъемлемой частью русского алфавита, которую мы сегодня используем, не задумываясь.

Словно древо жизни, рядом с кирхой растёт сказочный дуб, который не обнимут и три человека, взявшись за руки. На дереве висят тарзанки, где катаются дети – цветы жизни. Обветшалое здание кирхи давно стало их обыденностью, частью серого пейзажа и невольным зрителем их футбольных баталий.

Сможет ли этот ветеран задышать, обрести новую жизнь? Пойдут ли часы на старой башне? Храм Веры, Надежды, Любви и матери их Софии взял кирху под своё «крыло» — а с таким красивым названием и средства неравнодушных людей обязательно подтянутся.

Источники:
1. Bachtin, Anatolij. Doliesen, Gerhard. Vergessene Kultur: Kirchen in Nord-Ostpreußen: Eine Dokumentation. Husum: Husum, 2000
2. Boetticher, Adolf. Die Bau- und Kunstdenkmäler der Provinz Ostpreußen. Heft II. Natangen. Königsberg, 1892
3. Die neue Orgel von Sauer und ein Orgelkonzert in der Kirche zu Uderwangen in O.-P. URANIA: Musik-Zeitschrift für Orgelbau, Orgel- und Harmoniumspiel. Bände 19–22. Erfurt & Lepizig, 1862
4. Harnoch, Agathon. Chronik und Statistik der evangelischen Kirchen in den Provinzen Ost- und Westpreußen. Nipkow, Niederung, 1890
5. Lüders, Eva. Über die Abbreviatur von Jesus Christus in den mittelalterlichen Handschriften. В: Studia neophilologica 43, 1971
6. Schulz, Horst, Guttzeit, Emil Johannes. Der Kreis Preußisch-Eylau. Geschichte und Dokumentation eines ostpreußischen Landkreises. Verden/Aller: Kreisgemeinschaft Preußisch Eylau, 1983
7. Schulz, Horst. In Natangen: Der ostpreuβische Landkreis Preuβisch Eylau in 1470 Bildern. Köln, 1986
8. Белинцева И.В. Архитектура посёлка Чехово (бывший Удерванген) Калининградской области. Калининградские архивы — Вып. 12. Калининград, 2015
9. Объекты культурного наследия Калининградской области: иллюстрированный каталог; сост. и гл. ред.: А.М. Тарунов, авт.: А.П. Бахтин, В.Н. Бублик, О.И. Васютин, Е.А. Маслов, Н.М. Никитина, А.П. Овсянов, И.В. Сагановская, А.М. Тарунов, Л.В. Тимонен, 2013