На месте прусского укрепления Велау (также Ветало, Ветау – прус. «душа, «духи умерших») была построена деревянная церковь, сгоревшая в 1337 году в ходе наступления литовских язычников. Следом, по распоряжению магистра Винриха фон Книпроде, на этом же самом месте построена кирпичная церковь, освящённая КИРХОЙ СВЯТОГО ЯКОБА. Примерно в одно время с ней возводится оборонительная городская стена с колоннами и многочисленными подземными ходами, схема расположения которых до сих пор так и неизвестна. По преданию, кирпичные, сферической формы коридоры, растянувшись на несколько километров, достигали рек Алле (нын. Лава) и Прегель (нын. Преголя). Кирпич для строительства кирхи везли морем. Изобилие глины на местности положительно сказалось на увеличении производства кирпичей, но в то время он был крупнее по размеру и более массивным.
Поселение Велау в 1336 году получило городские права, и, как полагается, герб – то была серебряная голова оленя с золотыми рогами, всё на зелёной подложке. По центру изображалась золотая шестиконечная звезда, олицетворявшая удачу и счастье.
Кирха Велау стояла на возвышенности, вдали от шума улиц, защищённая от грунтовых вод и подтоплений. Во время осады города она неизменно становилась убежищем для местных жителей. Строение кирхи включало в себя просторный зал и три нефа, прямоугольный алтарь, фундамент которого был заложен в 1521 году и массивную западную башню. В XV веке плоские перекрытия из дерева заменили на звёздчатые своды, которые опирались на восьмигранные колонны.
Внутреннее убранство кирхи Велау было поистине роскошным и относилось к периоду позднего ренессанса — начального барокко. Особую ценность и «диковинку» представлял алтарь, построенный в 1633 году. Выполненный в виде виноградной лозы, он состоял из множества картин – библейских образов. Интерьер кирхи был богат украшен настенными росписями с библейскими сюжетами, но после побелки стен сохранился лишь один из них, где Мария изображена с младенцем Христом и тремя пророками. Также в кирхе находилась очень ценная реликвия — библия известного немецкого «реформатора» Мартина Лютера, хранившаяся в одной из стен.
В 1685 году был изготовлен орган с орнаментом, который переделали в 1810 году. Церковь была тщательно отреставрирована и торжественно открылась игрой на недавно установленном инструменте. В 1715 году появилась резная кафедра, на которой были установлены латунные светильники и украшения.
В 1820 году на «чужеземном» куполе башни — а данный необычный архитектурный элемент именовался именно так (Welsche Haube), — установили шпиль с флюгером и восьмигранный фонарь. Перед этим кирха Святого Якоба повидала таких «высоких» гостей, как король Пруссии Фридрих Вильгельм III и королева Луиза (1806 г.), Наполеон Бонапарт (1807, 1812 гг.).
Во время Великой Отечественной войны церковь не получила значительных повреждений и использовалась как склад. Своды были на месте, но внутренняя обстановка была утеряна. В 1960-е годы её пытались взорвать, но безуспешно: рухнули только своды, а стены и башня уцелели. Постепенно без ухода и присмотра кирха обветшала и пришла в аварийное состояние.
С 1994 по 1996 годы при участии Землячества бывших жителей Велау были проведены работы по консервации стен, восстановлению башни и купола из листового железа. Она обрела винтовую лестницу и смотровую площадку с великолепным видом на место слияния двух рек, Преголи и Лавы, впрочем, как и всё окружение посёлка.
С момента передачи кирхи Русской православной церкви в 2010 году, она стоит закрытой и обнесённой забором, что оберегает здание от мародёрства и поджогов. Вот уже несколько лет кирху курирует «Ферма Тюниных», которые с удовольствием проводят экскурсии и просмотры.
Источники:
1. Bachtin, Anatolij. Doliesen, Gerhard. Vergessene Kultur: Kirchen in Nord-Ostpreußen: Eine Dokumentation. Husum: Husum, 2000
2. Boetticher, Adolf. Die Bau- und Kunstdenkmäler der Provinz Ostpreußen. Heft II. Natangen. Königsberg, 1892
3. Dehio, Georg. Handbuch der Deutschen Kunstdenkmäler. Band II: Nordostdeutschland. Berlin: Ernst Wasmuth A.-G., 1906
4. Der prußische Ursprung des Namens Wehlau und die Sage von der heiligen Eiche bei Wehlau: http://ostpreussen.net/ostpreussen/orte.php?bericht=1312&_l=3
5. Harnoch, Agathon. Chronik und Statistik der evangelischen Kirchen in den Provinzen Ost- und Westpreußen. Nipkow, Niederung, 1890
6. Hermanowski, Georg. Ostpreußen. Wegweiser durch ein unvergessenes Land. Mannheim: Kraft, 1989
7. Объекты культурного наследия Калининградской области: иллюстрированный каталог; сост. и гл. ред.: А.М. Тарунов, авт.: А.П. Бахтин, В.Н. Бублик, О.И. Васютин, Е.А. Маслов, Н.М. Никитина, А.П. Овсянов, И.В. Сагановская, А.М. Тарунов, Л.В. Тимонен, 2013
8. Куда ведут подземные ходы Знаменска? https://klops.ru/news/obschestvo/29296-kuda-vedut-podzemnye-hody-znamenska (27.08.2008)
9. Путешествие в Знаменск — Кирха Святого Якоба и ужасы психиатрической лечебницы: https://kaskad.tv/novosti/17279-puteshestvie-v-znamensk-kirkha-svyatogo-yakoba-i-uzhasy-psikhiatricheskoj-lechebnitsy (07.07.2020)