В давние времена пруссы верили, что у всего в природе есть душа, а у человека – целых две. Одна после смерти сливалась с божественным, а вторая оставалась на земле, воплощаясь в цветке, дереве, звере, птице, насекомом. Умерших старались хоронить на вершине холма, чтобы тонкому эфиру было легче подняться в небо. Эта «божественная» душа (прус. Wele) и дала название местечку.
Силой меча Тевтонский орден вытеснил языческие обычаи. Прусский вождь сдался и принял христианство, а крепость на реках Алле (нын. Лава) и Прегель (нын. Преголя) перешла рыцарям в середине XIII века. Они успешно отбивали атаки местных племён и даже основали город, прежде чем в 1347 году он был сожжён литовским князем Кейстутом. В этом огне пал не только замок, но и кирха, возведённая колонистами. Наученные горьким опытом, горожане возвели оборонительную стену. На месте замка появился францисканский монастырь, а к 1380 году, по приказу Великого магистра В. фон Книпроде, была отстроена кирпичная кирха.
КИРХА ВЕЛАУ была освящена в День Святого Якоба. По случаю торжества состоялась большая ярмарка («Якобсмаркт») с продукцией со всего мира, включая лошадей. Это стало традицией, и, спустя три столетия, конная ярмарка в конце июля стала «изюминкой» Велау. Под неё выделили площадку на месте снесённого монастыря — Шанценвизен (нем. «луга земляных укреплений»). Ярмарка проводилась до 1940 года, а в 1895 году её посетил О. фон Бисмарк. Тогда выставлялись 7 573 лошадей, и смотрели их покупатели с разных континентов.
Кирха Святого Якоба возвышалась над лугами. Высокая (52,5 м), с тремя нефами, характерным барочным куполом и фонарём XIX века, она излучала небывалую силу. Звёздчатые своды опирались на восьмигранные колонны. В каменной кладке проступали узкие окна с витражом. Органу было раздолье: звуки буквально переливались по широкому залу.
Весьма смелая идея была реализована в алтаре XVII века. Молодой скульптор изобразил его в форме виноградной лозы. Иисус опирался головой на руку так реалистично, что, казалось, он и вправду восстал из гроба, приветствуя посетителей. Из спины его росла лоза, простиравшаяся через все четыре яруса, связывая с образами святых. Лоза символизировала путь в рай.
Население было очень набожным. За пропуск службы без уважительной причины в казну платился штраф. Ремесленники были «церковно-обязанными»: суконщики, кузнецы, портные и другие мастера монтировали свои трибуны, как правило, в виде эмпор (приподнятых галерей). Рядом с кирхой стояла латинская школа, которая ценилась так высоко, что её выпускники могли поступать в университет. При этом, учителя считались церковными служащими.
Кстати, кирха служила не только духовным, но и физическим убежищем. Она стояла так высоко, что даже в половодье вода редко попадала внутрь. Сход льдов был «чёрной дырой» в городском бюджете: поток регулярно сносил дома и даже мосты.
Кирха Велау знаменовала важные события в жизни общества. После тяжёлого периода «наполеоновской» оккупации в её стенах принимал присягу отряд народного ополчения. А после смерти короля Фридриха Вильгельма III церковные колокола звонили 2 недели кряду – по часу каждый день. В кирхе чествовали новых героев и поминали павших, монтируя новые именные плиты.
Нацисты, пришедшие к власти в 1930-е годы, настороженно отнеслись к церкви. Партия пыталась саботировать религиозное образование в школах, но не получила поддержку. В противовес официальной церкви, управляемой епископом рейха, появилась Исповедующая церковь – христианское движение Сопротивления. В Велау её представлял пастор Г. Линк, горячо любимый в народе. За его последователем, пастором Ланге, шпионило гестапо.
Тем не менее, на 600-летний юбилей города кирха предстала во всей красе. Это был 1936 год: все дома подсвечены, ратуша в жемчужных нитях огней, мерцающие ворота, арки моста. Кирху освещали огромные прожекторы, и в свете тысяч свечей она казалась волшебной. Праздничное богослужение транслировалось по радио.
Перед войной население Велау составляло 8 606 чел. Какое-то время город оставался «оазисом мира», принимая потоки беженцев с пограничных районов. Зимой 1944 года северо-восточное небо умылось в зареве пожара. Световые следы с рёвом бомбардировщиков, грохотом орудий и сигналами воздушной тревоги окрестили «рождественскими елями». Не дождавшись объявления эвакуации, люди решили покинуть город самостоятельно. Длинный мост встал в бесконечных пробках, не прекращавшихся даже ночью; колонны растянулись на лугах Шанценвизен.
Велау был взят несколькими полками с подкреплением – после яростной борьбы. Отступая, вермахт взорвал железнодорожный мост, а вот Длинный мост взорвать… не получилось. Поздним вечером 23 января 1945 года советская армия завладела городом, где из местных остались 50 мирных жителей, прятавшихся или запертых в кирхе.
Кирха в Знаменске, как теперь называется местечко, уцелела не только в войну, но и чудом выстояла «целевые» взрывы 1960-х годов. Рухнули только своды… Всё убранство, включая ценный алтарь, пошло в печь.
С открытием границ, в 1990-е годы за кирху взялись бывшие жители Велау, законсервировав стены и восстановив крышу башни. Наверху была обустроена смотровая площадка с красивым видом на поля, крутые изгибы рек, яблоневые сады – весь посёлок как на ладони. Справа от входа виднеются остатки городской стены. Под ними, как корни старых деревьев, ветвятся подземные ходы – замурованные и неизвестные.
Сегодня за кирхой бережно следит семья Тюниных. Она стала настоящей «звездой» и принимает концерты. Подобно тонкому эфиру, музыка взмывает в небеса, связывая прошлое, настоящее и будущее.
Данный текст является интеллектуальной собственностью. Мы в KёniGo будем только рады его распространению, но просим учесть, что любое копирование требует обязательного указания источника (kenigo.ru).
Источники: