Историческое название: Kirche Paterswalde
Год постройки: 1877
Адрес: Гвардейский муниципальный округ, пос. Большая Поляна, ул. Центральная, 12
Координаты: 54.594541, 21.215082
Текущее состояние: Аварийное
Собственник: Калининградская епархия РПЦ
Текущее использование: На реконструкции (арт-резиденция)
Наименование и дата постановки на учёт ОКН: Кирха, 23.03.2007

Описание

В давние времена, когда немецкие крестьяне только начали обживать берега Алле (нын. Лава – район комплекса Алленберг), соседями их были лес да быстрые жемчужные воды, словно живая вена земли, питавшие окрестности. Деревню назвали Аллендорф, в честь реки, но разговоров в ней только и было, что о лесе… О том, как он прекрасен. О закате среди вековых деревьев, о том, как солнце, погружаясь в листву, превращает её в золотой огонь.

Люди верили, что глубоко в лесу живёт Отец (лат. Pater, католический монах в сане священника) – смотрящий часовни, которую Орден в 1340 году «спрятал» в самую глушь. Путь к ней был тернист, сродни паломничеству, и в этом была своя прелесть. Вскоре часовня «доросла» до полноправной церкви, а лес как был, так и остался – Отчим (нем. Paterswalde).

В 1520 году поляки сожгли деревню и её окружение. Кирху спасти не удалось, немногие выжившие лишились крова и устремились… в лес. По сути, деревня переехала и обрела новые корни – вокруг кирхи, построенной почти без средств, без башни и штукатурки, в 1540-х годах. Служили в ней новое, лютеранское учение, призывавшее к смирению. Пройдёт ещё немного времени, и исконное название деревни уйдёт в небытие.

Церковь простояла до 1876 года, пока совсем не обветшала. На смену ей, всего за полтора года, построена новая КИРХА ПАТЕРСВАЛЬДЕ, освящённая 9 декабря 1877 года. В фундаменте замурован древний документ – грамота об основании деревни. Старинные алтарь и кафедру она унаследовала от предшественницы, правда, уже без алтарных принадлежностей, украденных французами в 1807 году. Орган, установленный в 1881 году, подчеркнул величие роскошного строения в неороманском стиле. После Первой мировой войны у восточной стены появился скромный постамент с бетонной каской и лавровой ветвью. Уцелели лишь основание и каска, с любовью восстановленная бывшим жителем.

Дальше хроника Патерсвальде скудна. В деревне, казалось, установился свой уютный мирок, за пределами которого было опасно и страшно. Чудом ли, хитростью, это была одна из немногих общин, где официально служил пастор Исповедующей церкви, противостоящей нацистскому режиму. Жило здесь много фермеров, ремесленников, торговцев, встречались и сотрудники близлежащего психиатрического комплекса. Дети приезжали к бабушкам и дедушкам, чтобы вволю насладиться деревенской жизнью: заботой о скоте, купанием в речке, нырянием в сено, катанием на санях. Для них пекли ароматные «заячьи булочки» из остатков хлеба. В деревне всегда было чем заняться даже приезжим: гостиница Шервински пустовала редко, и гуляли здесь от души. К животным относились трепетно, о чём говорит наличие у каждой семьи своего, пусть и небольшого хозяйства, дружное выхаживание аистят и то, как, под грохот войны в январе 1945 года, мальчик задержался в доме, чтобы оставить кроликам побольше сена и свёклы…

Страшное слово – эвакуация. Очереди на деревенской дороге в 25-градусный мороз были настолько ужасны, что малыши умирали в пути, а старшие вешались в лесу. Но, даже уехав в далёкие края, люди не забывали родную деревню. Последний пастор кирхи, Эрнст Фрёзе, долго получал письма от бывших жителей. Одна женщина писала ему до самой смерти, уповая на Бога и любимых животных, не находя покоя на новой родине.

В годы советской власти лес превратился в Большую Поляну. Добравшись до родной деревни спустя полвека, уроженцы Патерсвальде бросились помогать русским немцам, жившим без воды и света: собрали средства, провели электричество, привезли машины и семена. В 2002 году открылся Дом евангелической общины в бывшем детском саду (кирху в 1993 году передали православной церкви). Узнать его легко по отдельно стоящей колокольне. Атмосфера в доме — тёплая, дружелюбная, за что можно поблагодарить Александра Майбаха. В наших краях семья его известна производством хлеба.

Увы, с каждым годом, дыхание леса всё тише, и только пустошь подступает со всех сторон, обкрадывает кирху. Смотреть на неё больно: высокая, целая, красивая, у самой дороги — она кажется невероятно одинокой. Купаясь в огне войны, она, словно царица, потеряла корону – фактурный шпиль. Тело её забили зерном в советское время, окна – печальные, замурованные веки. Зайдёшь внутрь – и ахнешь: в изящной алтарной части, больше похожей на римский Пантеон, гуляют лучи солнца. Творцы устремили свой взор на неё, ловя вдохновение. Лес шепчет им свои предания, и рисуют они тоже… лес.

Источники:
1. Bachtin, Anatolij. Doliesen, Gerhard. Vergessene Kultur: Kirchen in Nord-Ostpreußen: Eine Dokumentation. Husum: Husum, 2000
2. Das Dorf Bolschaja Poljana – Paterswalde: https://ostpreussen.net/2021/03/21/paterswalde/
3. Gründung und Entwicklung von Paterswalde. Wehlauer Heimatbrief. Kreisgemeinschaft Wehlau e.V. 49. Folge, 1993
4. Harnoch, Agathon. Chronik und Statistik der evangelischen Kirchen in den Provinzen Ost- und Westpreußen. Nipkow, Niederung, 1890
5. Heimatbuch des Kreises Wehlau. Alle-Pregel-Deime-Gebiet. I. Band. Kreisgemeinschaft Wehlau: Verlag Gerhard Rautenberg, 1975
6. Wehlauer Heimatbrief. Stadt Tapiau: 248 Jahre: 6. April 1722 — 6. April 1970. 3. Folge, 1970
7. Wehlauer Heimatbrief. Kreisgemeinschaft Wehlau e.V. 22. Folge, 1979
8. Wehlauer Heimatbrief. Kreisgemeinschaft Wehlau e.V. 67. Folge, 2002
9. Wehlauer Heimatbrief. Kreisgemeinschaft Wehlau e.V. 70. Folge, 2003/2004
10. Wehlauer Heimatbrief. Kreisgemeinschaft Wehlau e.V. 72. Folge, 2004/2005
11. Wehlauer Heimatbrief. Kreisgemeinschaft Wehlau e.V. 75. Folge, 2006
12. Wehlauer Heimatbrief. Kreisgemeinschaft Wehlau e.V. 77. Folge, 2007
13. В кирхе Патерсвальде появится арт-пространство: https://vesti-kaliningrad.ru/v-kirxe-patersvalde-poyavitsya-art-prostranstvo/ (18.07.2023)
14. Посёлки Гвардейского района: история и современность. Газета «Гражданин» — Вып. №33 от 20.06.2019: https://www.grazdanin-gazeta.ru/archive/2019/mart-2019/12-7-marta-2019/1999/