Название: Кирха Йодлаукена
Историческое название: Kirche Jodlauken / Schwalbental
Год постройки: 1746
Адрес: Черняховский муниципальный округ, пос. Володаровка, ориентир - ул. Механическая, 13
Координаты: 54.492935, 21.674999
Текущее состояние: Аварийное
Собственник: Калининградская епархия РПЦ
Текущее использование: Не используется
Наименование и дата постановки на учёт ОКН: Кирха, 23.03.2007

Описание

Место, о котором пойдёт речь, можно по праву считать секретным, ведь заметить его сложно, а разглядеть его красоту – и подавно. Но мы попробуем.

К юго-западу от Черняховска, по дороге на Крылово, стоит маленький и, казалось бы, ничем не примечательный посёлок – Володаровка. Там же, у дороги, бетонный постамент, огороженный невысоким забором, с гранитной табличкой – важный ориентир. Чуть не доезжая, за поворотом, начинается грунтовая дорога – и убегает вдаль мимо невысоких сельских домиков и вздыбленных плит. Проследовав по ней, Вы разочарованно придёте в тупик. Но не спешите расстраиваться – вот он, пункт назначения! Дорога упирается в скромный дом с массивной двускатной крышей. Трудно поверить, но на протяжении долгих лет в этом старинном здании середины XVIII века заботились о самом главном, что есть в человеке – его душе. Сколько прихожан нашли здесь своё исцеление, сидя на холодной скамье и внимая проповедям, сколько пронзительности было в их тихих разговорах и молитвах, звучании органа – и двух увесистых колоколов, разместившихся на отдельных подмостках…

Утратив деревянную коньковую башенку, церковь потеряла свой главный ориентир и будто растворилась среди простых прямоугольных строений посёлка. Но стоит обратить внимание на детали – как всё сразу встаёт на свои места. Высокие арочные окна с глубокими проёмами, деревянная мансарда с маленьким окошком на самом верху, немецкая кирпичная кладка, проступающая под штукатуркой и массивный каменный фундамент. Внутреннее убранство отсылает нас в недалёкое прошлое, когда в посёлке разместились аж 3 колхоза, а потому вместо оригинальных колонн храма мы видим обычные деревянные конструкции. Потолок как был, так и остался плоским. Конечно же, ни о каком церковном убранстве, включая резную алтарь-кафедру, изготовленную фридландским мастером в готическом стиле, речи быть не может – всё безнадёжно утрачено. Новый век КИРХА ЙОДЛАУКЕНА встречает сразу в двух амплуа – заброшенного дома Божьего, чей возраст насчитывает порядка 270 лет, и такого же заброшенного склада комбикорма советских времён.

Кругом – пустота. Казалось бы, неспроста это место называлось «чёрное поле» (лит. Jodlauken). Однако ещё в далёком XVII веке эта местность славилась лесами, которые были так востребованы в строительстве, что Великий курфюрст решил основать здесь лесничество с лесопилкой и полноценным охотничьим хозяйством. Впоследствии на его месте выросла «шатульдорф» (нем. Schatulle – «шкатулка»), или деревня в границах государственного лесного фонда, выплачивавшая определённый процент в «шкатулку» короля. Поселение было основано в 1718 году на реке Йодуппе (нын. Южинка), а его первыми жителями стали выходцы из Зальцбурга и Литвы, прибывшие по приглашению прусского короля. Тогда же сформировалась церковная община, обретшая свою кирху – фахверковую, которая, увы, быстро пришла в негодность и в 1746 году была заменена новой, каменной церковью.

Когда-то к кирхе вела не разбитая дорога, а красивая липовая аллея. А сохранившийся постамент у дороги – уцелевшая часть большого памятника с крестом и баллюстрадой, торжественно открытого в 1920-е годы в память о погибших в Первой мировой войне. Новая табличка на русском языке свидетельствует о захоронении 6 русских и 2 немецких воинов того времени. На церковном кладбище ещё читаются немецкие надгробия, но выглядит оно разрытым и опустошённым.

В 1945 году через посёлок шла последняя эвакуация жителей Инстербурга. Кстати, назывался он тогда уже Швальбенталь (нем. «долина Швальбе», «долина ласточек»), впрочем, и речушку тоже переименовали в Швальбе – всё в рамках кампании по борьбе с литовскими и прусскими названиями. В числе последних беженцев был пастор кирхи Э. Кухарски. Его супруга Мария была талантлива в искусстве и, отвечая за музыку в кирхе, обогатила репертуар богослужений. Когда солдаты призывали семью Кухарски скорее бежать, пастор заперся в кирхе и неустанно молился под приближающийся гром выстрелов. Свои военные артефакты, включая стальную каску, офицерскую саблю и два офицерских кортика, некогда висевшие над кроватью в память о былых подвигах, он утопил в пруду приходского сада. Наконец, утром его Форд Эйфель покинул посёлок и двинулся на запад по ледяной дороге, навстречу снегу и неизвестности…