Историческое название: Kirche Gerdauen
Год постройки: ок. 1345
Адрес: Правдинский городской округ, пос. Железнодорожный, пер. Больничный, 3А / ул. Первомайская, 1
Координаты: 54.362666, 21.305262
Текущее состояние: Руинированное
Собственник: Калининградская епархия РПЦ
Текущее использование: Не используется
Наименование и дата постановки на учёт ОКН: Руины кирхи, 23.03.2007

Описание

КИРХА ГЕРДАУЭНА уже давно могла бы получить «Оскар» как главная героиня всех пейзажных открыток этого района. И неудивительно: кирха стоит испокон веков, с тех самых пор как в XIV веке на берегу реки Омет (нын. река Железнодорожная) только сформировался торгово-ремесленный посад.
Северная стена – глухая, естественное продолжение городской оборонительной стены. С южной стороны размещался главный портал входа в виде стрельчатой арки, а также ризница, где хранились облачения священников. Притвор имел звёздчатый восьмеричный свод. Настоящим украшением восточного фасада стал изящный ступенчатый фронтон. На западе располагалась массивная башня с двускатной крышей.
Один из священников утверждал, что башня «выбивается» из общего стиля кирхи. Ещё более удивительно видеть нелестные замечания об интерьере кирхи Гердауэна в «энциклопедии» восточнопрусских памятников конца XIX века. Согласно изданию, внутри кирхи создавалось «мрачное впечатление»: плоский деревянный потолок «безвкусно расписан», редкие окна заслонены пологой аркой, повсюду «плохая резьба». Правда, кое-что было признано автором «симпатичным». Особое восхищение вызвала восьмиугольная коробочка для традиционных вафель (облаток), выполненная из серебра с красивой гравировкой в виде тюльпанов — расписного узора Гердауэна. Необычно выглядели латунные люстры: на одной изображён голый мужчина «с одной только набедренной повязкой» и длинными, забранными в узел волосами. На другой – рыцарь в доспехах, на третьей – лев с щитом. Хоры алтаря украшали гермы – четырёхгранные колонны, увенчанные «симпатичными» резными головами. Справа от алтаря хранился древний надгробный камень с изображением рыцаря в шлеме, рядом – надгробие ребёнка со сложенными ладонями.
Многие элементы интерьера появились в Гердауэнской кирхе благодаря семье фон Шлибенов, которые много веков держали кирху под своим патронатом, одновременно являясь собственниками замка неподалёку. Насколько вкус прусских дворян отвечал современным стандартам красоты, сказать сложно. Пройдя череду испытаний — повреждение органа ударом молнии в 1696 году, пожар 1913 года, кирха окончательно распрощалась со своей средневековой отделкой в боях Первой мировой войны.
Парадокс в том, что кирху Гердауэна пришлось обрушать самим немцам. В 1914 году русские захватили башню кирхи как удобный наблюдательный пункт и подвергли немецкие войска артобстрелу. После долгого противостояния с перерывом в туманную ночь, 9 сентября немцам всё же удалось поджечь башню. Огонь проник через звуковое отверстие в колокольне, убив взрывом русского генерал-майора, руководившего артиллерией. Гердауэн сгорел на три четверти. Часы на башне встали.
После 1914 года на кирхе прошли масштабные восстановительные работы, а Вторая мировая война её пощадила. Гердауэн стал Железнодорожным. Кирха была в хорошем состоянии до 1961 года, используемая советскими переселенцами сначала как Дом культуры, затем как склад. Но кирпич пришёл в негодность, стропила прогнили, и после череды обрушений к 1990 году остались только башня, стены кирхи, часть ризницы и притвора.
В 2010 году кирху в Железнодорожном передали Русской православной церкви. Она была закрыта для осмотра. Несмотря на постепенное восстановление ансамбля средневекового города с 2019 года усилиями региональных властей, кирха Гердауэна остаётся нереализованным, но озвученным приоритетом.
Когда во время прогулки у водоёма поднимаешь голову и видишь её – живописно окружённую сараями, но всё такую же величественную, как и много веков назад, становится грустно, и вспоминаются строчки писателя А. Виннига: «Вот она, наша кирха. Стоит на горделивой высоте. А ведёт к ней широкая каменная лестница… и по перилам её можно проскользнуть вниз от церковного двора до самого рынка». Хочется, чтобы когда-нибудь это действительно стало возможным. А Гердауэн – Железнодорожный — прекрасен!

Источники:
1. Boetticher, Adolf. Die Bau- und Kunstdenkmäler der Provinz Ostpreußen. Heft II. Natangen. Königsberg, 1892
2. Bachor, Oskar-Wilhelm. Der Kreis Gerdauen: Ein ostpreußisches Heimatbuch. Würzburg: Holzner Verlag, 1968
3. Bachtin, Anatolij. Doliesen, Gerhard. Vergessene Kultur: Kirchen in Nord-Ostpreußen: Eine Dokumentation. Husum: Husum, 2000
4. Harnoch, Agathon. Chronik und Statistik der evangelischen Kirchen in den Provinzen Ost- und Westpreußen. Nipkow, Niederung, 1890
5. Объекты культурного наследия Калининградской области: иллюстрированный каталог; сост. и гл. ред.: А.М. Тарунов, авт.: А.П. Бахтин, В.Н. Бублик, О.И. Васютин, Е.А. Маслов, Н.М. Никитина, А.П. Овсянов, И.В. Сагановская, А.М. Тарунов, Л.В. Тимонен, 2013