Историческое название: Kirche Stablack
Год постройки: 1937
Адрес: Багратионовский муниципальный округ, пос. Долгоруково, ориентир - ул. Чапаева, 44
Координаты: 54.428514, 20.518015
Текущее состояние: Удовлетворительное
Собственник: Багратионовский муниципальный округ
Текущее использование: Культурно-досуговый центр
Наименование и дата постановки на учёт ОКН: Кирха, 23.03.2007

Описание

Штаблак… Едва ли Вы подумаете о чём-то приятном. Концентрационный лагерь, где были замучены сотни тысяч военнопленных разной национальности в годы Второй мировой войны. Едва ли кто вспомнит, что прусским словом Штаблак («каменное поле») называли район лесов в округе Прейсиш-Эйлау и живописный ландшафт на юге Натангии – севере Эрмланда. На песках под Розиттеном (нын. Богатово) свершалось настоящее природное чудо — сбивались в круг каменные глыбы, ледниковые валуны скандинавского происхождения, отсюда и название местности. Но какими бы красивыми ни были местные пейзажи, в народе ходили суеверия о глубоких, тёмных лесах Штаблака, кишащих ведьмами, чертями и призраками.
Неизвестно, когда бы здесь появилась церковь, если бы не строительство военного полигона, потребовавшее переноса приходского центра из кирхи Кляйн Дексена (нын. ориентир — интернациональное кладбище под Нагорным). Новая церковь, КИРХА ШТАБЛАКА, была построена одновременно с новым районом-садом «Гартенштадт Штаблак» и освящена в 1937 году. Сегодня она также известна как кирха Домтау, по названию ближайшего поселения. Красивейшее внутреннее убранство перенесено из кирхи Кляйн Дексена XIV века. Перед кирхой находилась рыночная площадь, рядом – церковные строения с общинным залом, помещениями регента хора и звонаря.
Кирха Штаблака функционировала всего 8 лет, и за всё время здесь служили только 2 пастора. За столь короткую, казалось бы, историю, ничего интересного произойти не могло. Однако кирха интересна другим – её возведение пришлось на самый разгар так называемой «церковной борьбы» в нацистской Германии («кирхенкампф», 1933-1945). Жизнь в тоталитарной стране вращалась вокруг одной идеологии, а любые другие влияния лишь отвлекали народ от культа Гитлера и национал-социализма. Согласно дневникам Й. Геббельса и исследованию А. Баллока, А. Гитлер ненавидел христианство и считал его «бунтом против закона естественного отбора путём борьбы и выживания наиболее приспособленных».
Но вернёмся к нашей кирхе – торжественное освящение в землях, где проживали преимущественно военные, помпезная церемония по установке закладного камня важным чиновником… Всё не просто так.
Осознавая большое влияние церкви в немецких землях, Гитлер решил вытеснять христианство постепенно, не бороться, а в каком-то смысле возглавить «зло». В 1933 году германское правительство заключило конкордат с католической церковью в лице Ватикана о взаимном невмешательстве. В том же году произведено принудительное объединение всех протестантских церквей в Протестантскую церковь Рейха, которая должна была поддерживать нацистскую идеологию, избавиться от Библии и святых образов, оставив на алтарях лишь меч и «Майн Кампф». Лицом режима стало движение «Немецкие христиане», которым тут же сформировалось противодействие в виде Исповедующей церкви — движения Сопротивления. Казни, тюремное заключение, концлагеря – жизнь «истинных» христиан была под угрозой, а борьба велась не с государством, а между церквями.
Она закончилась с поражением Германии во Второй мировой войне. Кирха в Штаблаке уцелела, но была разобрана до уровня крыши и потеряла драгоценный внутренний интерьер. Конюшня, кинотеатр, клуб, а теперь дом культуры – она перепробовала много ролей.
Кирха в Долгоруково сегодня – идиллия мирной сельской жизни. Северная часть посёлка с милыми двухэтажными домиками окутана со всех сторон «паутинкой» реки с красивым названием Любимая. Здесь Вы не встретите призрак войны. Куда легче представить улыбающуюся женщину, обнимающую двух маленьких детей на старинной открытке. Светлая, чистая, аккуратная, без излишеств и по-своему совершенная, кирха на фотокарточке притягивает взгляд. А теперь оглянитесь вокруг и улыбнитесь. На фоне пасторального пейзажа мальчишки играют в футбол, а в их голове только лёгкий майский ветер. Словно добрая бабушка, церквушка присматривает за ними из-за угла, а изнутри то и дело доносится музыка – стараются юные артисты.
Источники:
1. Bildarchiv Ostpreußen – Визуальный архив Восточной Пруссии: https://www.bildarchiv-Ostpreußen.de/
2. Bullock, Alan. Hitler: A Study in Tyranny. Harper Perennial Edition, 1991 — pp. 2, 18
3. Goebbels, Joseph. Translated and edited by Fred Taylor. The Goebbels Diaries 1939-1941. London: Hamish Hamilton, 1983
4. Guttzeit, Emil Johannes. Natangen Landschaft und Geschichte; gesammelte Beiträge. J.G. Herder-Institut: Marburg/Lahn, 1977
5. Schulz, Horst. In Natangen: Der ostpreuβische Landkreis Preuβisch Eylau in 1470 Bildern. Köln, 1986
6. Steigmann-Gall, Richard. Christianity and the Nazi Movement: A Response. Journal of Contemporary History, Vol. 42 (2). SAGE Publications, 2007 – pp. 185-211
7. Бахтин А. Кирха Штаблак: https://visitprussia.com/map/stablack_kirche/ (20.04.2021)
8. Логачёва Г. Нагорное: кладбище концлагеря Stablak Stalag IA. Газета «Гражданин» — Вып. №22 от 12.04.2018: https://www.grazdanin-gazeta.ru/archive/2018/aprel-2018/22-12-aprelya-2018-/1818/
9. Папа Пий XI. С крайней обеспокоенностью (Mit brennender Sorge), 1937: https://library.unavoce.ru/mit_brennender_sorge.html
10. Ширер У. Взлет и падение третьего рейха. Москва: Воениздат, 1991