Историческое название: Brandenburger Tor
Год постройки: сер. XIX в.
Адрес: г. Калининград, ул. Багратиона, 137
Координаты: 54.697195, 20.494693
Текущее состояние: Хорошее
Собственник: Российская Федерация
Текущее использование: Сквозное движение транспорта, Музей марципана
Наименование и дата постановки на учёт ОКН: Городские ворота № 2, 30.08.1960

Описание

Глядя на БРАНДЕНБУРГСКИЕ ВОРОТА с их роскошным неоготическим фасадом в стиле Тюдор, изящно отделанным лепниной, легко представить рядом короля какой-нибудь великой державы. 14 октября 1861 года ровно в 12 часов к воротам подъехала торжественная процессия. То был король Пруссии, будущий император Германии, Вильгельм I, прибывший в Кёнигсберг по случаю своей коронации в сопровождении супруги и многочисленной свиты. Незадолго до въезда в город, король лично сел на коня. Невозмутимо встретив 101 пушечный залп в свою честь, он проследовал внутрь ворот для традиционных приветствий.
Незадолго до этого знаменательного события Бранденбургские ворота были приведены в порядок. В 1840-1860-е годы состоялось их «второе рождение», когда королевский архитектор Ф. А. Штюлер подарил сооружению тот самый узнаваемый облик, сохранившийся до наших дней (до этого были деревянные и более скромные кирпичные). Ворота выполнены с учётом продольной и поперечной симметрии и несколько напоминают Штайндаммские. Треугольные фронтоны по краям украшены «крабами» (стилизованными цветками аканта), а сверху – крестоцветами из песчаника. Нельзя обойти вниманием и медальоны. На город «смотрят» горельефы фельдмаршала Бойена, военного министра Пруссии (слева), и генерал-лейтенанта Эрнста фон Астера, одного из авторов Второго вального укрепления (справа). С «полевой» же стороны изображены гербы. Оформление – кропотливый труд известного скульптора В.Л. Штюрмера. К слову, архитектурно-художественная ценность Бранденбургских ворот была признана и советскими властями: они получили статус памятника, подлежащего государственной охране, в 1960 году.
Вместе с тем, при всём уважении к эстетике, основной целью создания новых ворот было обеспечение надёжной защиты города в рамках нового вального кольца, как следствие «позора прусских крепостей» в годы наполеоновского вторжения. Арочные входы вели к внутренним казематам, где располагался гарнизон караульных. Все городские ворота запирались на ночь – от заката до рассвета, пускали только врачей и священников. «Опоздавшие» платили «штраф» в казну, который шёл в фонд госпиталей. Прогулки «за ворота» превращались в настоящую авантюру, из этого выросла целая мода. В результате, по ту сторону, как грибы, выросли питейные и увеселительные заведения, постоялые дворы.
Город постоянно рос и нуждался в расширении. В 1910 году власти реализовали непростое решение — выкупить ворота, башни и бастионы у военного ведомства с рассрочкой на 10 лет. Окупаемость должна была прийти за счёт сноса сооружений и выделения земель под застройку. Бранденбургские ворота были объявлены памятником архитектуры и избежали печальной участи, в отличие от тех же Штайндаммских.
Испытанием для них стал 1945 год, когда рядом велись ожесточённые бои, однако само сооружение почти не пострадало. Эпизод отражён в фильме «Встреча на Эльбе», где танки со звёздами победно проходят через Бранденбургские ворота. Кстати, Бранденбургские ворота можно также увидеть в Музее Кёнигсберга в Дуйсбурге на литографии Ф. Фислера 1835 года.
Подобно немецкому художнику, сегодня любоваться этим прекрасным сооружением можем и мы. Можно сказать, что Бранденбургским воротам повезло – ведь размещение складов, пивбара, магазинов, годы в запущенном состоянии, вибрации трамваев и грузовиков не убили их окончательно. У ворот, наконец, нашлись бережные пользователи, взявшие их «под опеку» (ФБУ «Калининградский ЦСМ» — Росстандарт). Сегодня внутри разместился Музей марципана, включающий, помимо прочего, экспонаты, найденные при реставрации. Нашлись и добросовестные реставраторы, и деньги на реставрацию – финансирование через федеральные целевые программы составило 54 млн руб. за 2 года; на благоустройство ушло 212 тонн булыжника, снятых с ул. 9 апреля. Реставрация завершилась в 2017 году.
Но самое главное – вернув эстетику архитектурного памятника, ворота не утратили своей первоначальной пропускной функции и до сих пор остаются единственными кёнигсбергскими воротами, которые используются по «прямому» назначению.

Источники:
1. Гаузе Ф. Кенигсберг в Пруссии: история одного европейского города. Издание Гёттингенского Исследовательского центра, Реклингхаузен: Биттер, 1994
2. Кёстер Б. Кёнигсберг. Сегодняшний Калининград. Архитектура немецкого времени. Перевод с нем. яз. А. Шабунина, 2000
3. Овсянов А. П. В казематах Королевского форта: очерки о фортификационных сооружениях старого Кёнигсберга. Калининград: Янтарный сказ, 1999
4. Пржездомский А.С. Кёнигсберг – Калининград: иллюстрированный энциклопедический справочник. Калининград: Янтарный сказ, 2006
5. Wienfort, Monika. Monarchie im 19. Jahrhundert. De Gruyter, 2018
6. Петрушин А.. Кёнигсберг: откуда есть пошли ворота, бастионы, равелины, капониры, башни и рвы: https://visitprussia.com/prussia/otkuda_est_poshli_vorota_bastiony_raveliny_kaponiry_bashni_rvy/ (28.06.2016)

Объект включён в маршруты

МАРШРУТ «БРАНДЕНБУРГ»

Экскурсия по рыцарскому замку на живописном берегу залива, самая «женственная» кирха и необычный образец деревянного зодчества.

Go